Проверяемый текст
Федулова Анна Борисовна. Семья и семейные ценности (Диссертация 2003)
[стр. 163]

Заключение Семья является сложным социокультурным образованием, которое находится в процессе постоянного развития и изменения; рассматривается как социальный институт и как малая группа; выполняет важнейшие социальные функции по рождению и воспитанию детей.
В современных условиях семья переживает сложный, неоднозначный период в своем развитии, меняется с одной стороны под воздействием социально экономических факторов, с другой стороны, под воздействием внутренних процессов, происходящих в семье; находится в тесной зависимости от процессов, происходящих в обществе и государстве, значимости ценности семьи как для отдельной личности,
гак и для общества и государства в целом.
В этой связи, актуальным для нас явился философско-аксиологический анализ семьи и семейных ценностей, который позволил выявить аксиологические основы существования семейно-брачных отношений, дать научно-обоснованный прогноз общих закономерностей и тенденций взаимодействия семьи с другими социальными структурами, особенно с государством, функционирования и развития семьи в социально-культурном контексте.

С точки зрения содержания, структуры и форм семья есть исторически изменяющаяся социальная группа, универсальными признаками которой
является гетеросексуальная связь, система родственных отношений, обучение и развитие социальных и индивидуальных качеств личности и осуществление определенной экономической деятельности.
Семья выступает транслятором культурного наследия, этнических норм и традиций, в этой связи, система семейных отношений, экономическая и иная деятельность семьи, специфика образа жизни
и т.д.
как образец передаются через традиции в культуре в процессе социализации новым поколениям, что и позволяет обратиться к ценностному анализу семьи.
Семья и семейные ценности представляют собой важные элементы культуры, являются общезначимыми на протяжении веков,
163
[стр. 67]

приобретает вопрос о месте и роли семьи в жизни современного человека, изучение семьи с точки зрения аксиологического анализа.
Выявление аксиологичекого анализа семьи неразрывно связано со спецификой социального познания.
С одной стороны, оно заключается, прежде всего, в том, что в качестве объекта здесь выступает деятельность самих субъектов познания, т.е.
сами люди являются и субъектами познания, и реальными действующими лицами.
С другой стороны, объектом познания становиться также взаимодействие между объектом и субъектом познания.
Общество и человек выступают как часть природы, в тоже время, это творения самого общества, и человека, опредмеченные результаты их деятельности.
Познание выступает как когнитивное и как ценностное.
В теоретическо-познавательном контексте ценностное это, во-первых, противоположное когнитивному отношение к объекту, т.е.
отношение эмоционально-окрашенное, содержащее интересы, предпочтения, установки и т.п., сформировавшиеся у субъекта под воздействием ценностного сознания и социокультурных факторов в целом; во-вторых, это ценностные ориентации внутри самого познания; в-третьих, ценности в познании это объективное истинное предметное знание и эффективное операциональное знание, которое именно благодаря истинности, информированности обретает значимость и ценность для общества95.
С точки зрения содержания, структуры и формы семья есть исторически изменяющаяся социальная группа, универсальными признаками которой
являются гетеросексуальная связь, система родственных отношений, обеспечение и развитие социальных и индивидуальных качеств личности и осуществление определенной экономической деятельности.
Семья выступает транслятором культурного наследия, этнических норм и традиций, в этой связи, система семейных отношений, экономическая и иная деятельность семьи, специфика образа жизни,
всего многообразия семейных ценностей, как модель поведения в семье и обществе, передается через традиции 95 См.: Микешина Л.А.
Метаморфозы проблемы «когнитивное-ценностное» в философии и методологии науки // Ценностные аспекты развития науки / В.П.
Визгин, М.Б.
Туровский, Л.Б.
Баженов и др.
-М.: Наука, 1990.
С.211-227.
67

[стр.,210]

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Семья является сложным социокультурным образованием, которое находится в процессе постоянного развития и изменения; рассматривается как социальный институт и как малая группа; выполняет важнейшие социальные функции по рождению и воспитанию детей, организации досуга и отдыха, поддержанию физического здоровья, удовлетворению сексуальных потребностей.
В современных условиях семья переживает сложный, неоднозначный период в своем развитии, меняется с одной стороны под воздействием социально-экономических факторов, с другой стороны, под воздействием внутренних процессов, происходящих в семье; находится в тесной зависимости от процессов, происходящих в обществе и государстве, значимости ценности семьи как для отдельной личности,
так и для общества и государства в целом.
В этой связи, актуальным для нас явился философско-аксиологический анализ семьи и семейных ценностей, который позволил выявить аксиологические основы существования семейно-брачных отношений, дать научно-обоснованный прогноз общих закономерностей и тенденций взаимодействия семьи с другими социальными структурами, особенного с государством, функционирования и развития семьи в социально-культурном контексте.

Выявление аксиологического анализа семьи неразрывно связано со спецификой социального познания, которое выступает как когнитивное и ценностное.
В теоретическо-познавательном контексте ценностное представляет эмоционально-окрашенное отношение к объекту, содержащее интересы, предпочтения, установки и т.п., сформировавшиеся у субъекта под воздействием ценностного сознания и социокультурных факторов в целом.
Ценностные ориентации заключены внутри самого познания.
С точки зрения содержания, структуры и форм семья есть исторически изменяющаяся социальная группа, универсальными признаками которой является гетеросексуальная связь, система родственных отношений, обучение и развитие социальных и индивидуальных качеств личности и осуществление


[стр.,211]

определенной экономической деятельности.
Семья выступает транслятором культурного наследия, этнических норм и традиций, в этой связи, система семейных отношений, экономическая и иная деятельность семьи, специфика образа жизни и т.д.
как образец передаются через традиции в культуре в процессе социализации новым поколениям, что и позволяет обратиться к ценностному анализу семьи.
Семья и семейные ценности представляют собой важные элементы культуры, являются общезначимыми на протяжении веков,
большинство из семейных ценностей воспроизводится и реализуется в основном в сфере семейно-брачных отношений.
Анализ методологических подходов к рассмотрению специфики ценностей и ценностных ориентаций позволил выявить основной подход к изучению семьи и семейных ценностей в социально-философской мысли, согласно которого, с одной стороны, в истории западноевропейской, русской философии, а также в современных социальных и философских науках семью можно рассматривать как родовую общечеловеческую ценность, основанную на единой общесемейной деятельности людей, связанных узами супружества родительства родства.
С другой стороны, семейные ценности, как социокультурные предпочтения людей в различных брачно-семейных сферах (сфере добрачного поведения и выбора брачного партнера, сфере родительства, сфере брачно-семейных отношений, сфере брачно-семейных ролей, сфере супружества), способны удовлетворять потребности членов семьи; находятся в тесной зависимости от ценностных ориентаций членов семьи.
Данный подход позволил проанализировать семейные ценности, их значимость, структуру, значение, специфику изменений в эволюционном развитии общества и государства.
Преставления о семье, семейно-брачных отношениях, анализ системы семейных связей и связанных с нею правовых и юридических отношений, в социально-философской мысли рассматриваются онтологически, аксиологически, а также в культурно-историческом контексте и неразрывно связаны с философией любви.
При этом, важным методологическим подходом при исследовании семьи и семейных ценностей для нас явилось исследование Г.
Кристенсена, согласно которого в развитии исследований истории семьи и 211

[Back]