большинство из семейных ценностей воспроизводится и реализуется в основном в сфере семейно-брачных отношений. Анализ методологических подходов к рассмотрению специфики ценностей и ценностных ориентиров позволил выявить подход к изучению семьи и семейных ценностей в социально-философской мысли, согласно которого, с одной стороны, в истории западноевропейской, русской философии, а также в современных социальных и философских науках семью можно рассматривать как родовую общечеловеческую ценность, основанную на единой общесимейной деятельности людей, связанных узами супружества родительства родства. С другой стороны, семейные ценности, как социокультурные предпочтения людей в различных брачно-семейных сферах (сфере добрачного поведения и выбора брачного партнера, сфере родительства, сфере брачно-семейных отношений, сфере брачно-семейных ролей, сфере супружества), способны удовлетворять потребности членов семьи; находятся в тесной зависимости от ценностных ориентаций членов семьи. Данный подход позволил проанализировать семейные ценности, их значимость, структуру, значение, специфику изменений в эволюционном развитии общества и государства. Процесс демократизации общественной жизни оказал непосредственное влияние на развитие семейных отношений в сторону быстрого разрушения патриархальных устоев в сфере супружества. В современных условиях моногамия все больше утрачивает свой пожизненный характер, заменяясь правом вступления в повторные браки. В результате этого распадается слитность, целостность брачного, сексуального и репродуктивного поведения; разваливается единство системы «супружество родительство родство». Структурные изменения характерны и для современного этапа функционирования и развития ингушской семьи, для которого характерно существенное снижение показателей рождаемости в сочетании с высоким уровнем внебрачной рождаемости; рост показателей разводимости; большое 164 количество неполных семей. |
договору граждан с государством и обществом традицию взаимоотношений, основанных на взаимном доверии и любви, основой которой является семья, моделирующая гармоничные взаимоотношения между поколениями. С другой стороны: отношения между мужем и женой в браке находились в тесной зависимости от идеологических представлений существующих в обществе. • Систематизированы основные методологические подходы к изучению семьи в современных социальных и гуманитарных науках, на основе которых выделены следующие традиции изучения семьи: историческая, эволюционистская, функциональная, прикладная (эмпирическая), социально-психологическая, социобиологическая, экономическая, социально-философская. • Предложен основной подход к изучению семьи и семейных ценностей, который заключается в следующем: с одной стороны, в истории западноевропейской, русской философии, а также в современных социальных и философских науках семью можно рассматривать как родовую общечеловеческую ценность, основанную на единой общесемейной деятельности людей, связанных узами супружества родительства родства. С другой стороны: семейные ценности, как социокультурные предпочтения людей в различных брачно-семейных сферах (сфере добрачного поведения и выбора брачного партнера, сфере родительства, сфере брачно-семейных отношений, сфере брачно-семейных ролей, сфере супружества), способны удовлетворять потребности индивидов, служить их интересам и целям. Кроме того они тесно связаны с ценностными ориентациями членов семьи. • Обобщены и конкретизированы структурные изменения на современном э тапе эволюции российской семьи, выделены основные тенденции изменений семейных ценностей в различных брачно-семейных сферах. 10 определенной экономической деятельности. Семья выступает транслятором культурного наследия, этнических норм и традиций, в этой связи, система семейных отношений, экономическая и иная деятельность семьи, специфика образа жизни и т.д. как образец передаются через традиции в культуре в процессе социализации новым поколениям, что и позволяет обратиться к ценностному анализу семьи. Семья и семейные ценности представляют собой важные элементы культуры, являются общезначимыми на протяжении веков, большинство из семейных ценностей воспроизводится и реализуется в основном в сфере семейно-брачных отношений. Анализ методологических подходов к рассмотрению специфики ценностей и ценностных ориентаций позволил выявить основной подход к изучению семьи и семейных ценностей в социально-философской мысли, согласно которого, с одной стороны, в истории западноевропейской, русской философии, а также в современных социальных и философских науках семью можно рассматривать как родовую общечеловеческую ценность, основанную на единой общесемейной деятельности людей, связанных узами супружества родительства родства. С другой стороны, семейные ценности, как социокультурные предпочтения людей в различных брачно-семейных сферах (сфере добрачного поведения и выбора брачного партнера, сфере родительства, сфере брачно-семейных отношений, сфере брачно-семейных ролей, сфере супружества), способны удовлетворять потребности членов семьи; находятся в тесной зависимости от ценностных ориентаций членов семьи. Данный подход позволил проанализировать семейные ценности, их значимость, структуру, значение, специфику изменений в эволюционном развитии общества и государства. Преставления о семье, семейно-брачных отношениях, анализ системы семейных связей и связанных с нею правовых и юридических отношений, в социально-философской мысли рассматриваются онтологически, аксиологически, а также в культурно-историческом контексте и неразрывно связаны с философией любви. При этом, важным методологическим подходом при исследовании семьи и семейных ценностей для нас явилось исследование Г. Кристенсена, согласно которого в развитии исследований истории семьи и 211 В сфере родства наиболее остро стоит проблема преемственности поколений, возникшая с появлением и развитием нуклеарной семьи. Родственники, в прошлом проживавшие в пространственных пределах, достаточных для постоянного, непрерывного общения, выделились в замкнутые, территориально отделенные и главное разъединенные духовно ячейки. Разрушение патриархальных внутрисемейных связей привело к усложнению межличностных отношений между супругами, родителями и детьми в сфере родительства. Потребность в детях стала занимать невысокое положение в структуре потребностей личности. Эволюция семейной организации привела к значительным трансформациям социальных ролей супругов, которые связаны с развитием социально профессиональной структуры общества: резко изменились внутрисемейные функции супругов; произошла утрата патриархальной роли отца и супруга в семье в связи с возрастанием материнского участия в обеспечении семьи и ее обслуживания. Прямым выражением этого противоречия явилась социальная проблема супружеского неравенства при новых семейных ролях. Процесс демократизации общественной жизни оказал непосредственной влияние на развитие семейных отношений в сторону быстрого разрушения патриархальных устоев в сфере супружества. В современных условиях моногамия все больше утрачивает свой пожизненный характер, заменяясь правом вступления в повторные браки. В результате этого распадается слитность, целостность брачного, сексуального и репродуктивного поведения; разваливается единство системы "супружество партнерство родительство родство". Структурные изменения характерны и для современного этапа функционирования и развития поморской семьи, для которого характерно существенное снижение показателей рождаемости в сочетании с высоким уровнем внебрачной рождаемости; рост показателей разводимости на фоне распространения нерегистрируемых брачных союзов; большое количество неполных семей. 216 |