В.В. Розанова с обоснованием высшей ценности семьи единственной, на его взгляд, законной общности людей. Он рассматривает семью как элемент жизнетворчества и миропорядка. Тайную сущность семьи В.В. Розанов обнаружил уже у древних египтян и у евреев. В.В. Розанов строит свой образ семьи, в котором присутствует плотское начало, найденное им в творчестве древних египтян, в Ветхом Завете, в иудаизме. Он понимает семью как первоисточник жизни, и это роднит его с П.А. Флоренским и И.А. Ильиным. Вписываясь в традиции русского религиозно-философского ренессанса, Н.А. Бердяев исходит из того, что любовь «акт творческий». В этом акте творится не только новая индивидуальная, но и социальная жизнь. В семье философ видел быт, а в любви бытие. Он писал, что «семья по своей сущности всегда была, есть и будет позитивистическим мирским институтом благоустройства, биологическим и социологическим упорядочиванием жизни рода... Семья хозяйственная ячейка, прежде всего, и ее связь с полом всегда косвенная, а не прямая. Связь же семьи с любовью еще гораздо более отдаленная... Семья родилась из необходимости, а не из свободы» 2Д. Таким образом, мы видим, что в русской философии постепенно складывался образ семьи как исток в миропонимании, в прикосновении к самым сокровенным тайнам личного, как формирующее начало гражданственности и патриотизма. С другой стороны проблемы семьи волновали ученых во все века. Семейные отношения мужчины и женщины, воспитание детей были и остаются проблемами, которые пытаются разрешить философы разных стран. Между тем, институт семьи существует тысячелетия, и тайна его долговечности заключается в том, что семья это важнейшее последующее звено в отношении человека с окружающим миром, именно семья наиболее эффективно способствует укоренению личности в том или ином социуме. 24 24 Ьердяев Н.Л. Размышления об Эросе. Эрос и личность. М. 1989. С.86. 19 |
21 преобладающее внимание к нравственному и «метафизическому» аспектам проблемы сексуальности. В своем творчестве В.С. Соловьев29 различал I «нисходящую» родительскую, «восходящую» любовь детей к родителям, и половую любовь, в которой все уравновешенно, при этом отдавал последней свое предпочтение, так как она предполагает равенство субъектов любви, тогда как П.А.Флоренский считал, что «это равенство в наибольшей степени реализуется в братской дружеской любви»30 31, в то же время Н.А.Бердяев считал, что подлинная любовь представляет единство ^ эротической любви-восхищения и любви-жалости «агапе» . Если в работах В.С. Соловьева намечена тенденция к перенесению моральных оценок в область законов биологии, то в творчестве В.В. Розанова проявляется противоречивая тенденция к биологизации нравственности, ) перенесению витальных и гедонистических критериев в область моральных явлений, связанных с отношениями полов. Достаточно важный аспект «метафизики пола» связан в творчестве В.В. Розанова с обоснованием высшей ценности семьи единственной, на его взгляд, законной общности людей. Он рассматривает семью как элемент жизнетворчества и миропорядка. Тайную сущность семьи В.В. Розанов обнаружил уже у древних египтян и у евреев. В книге «Религия и культура» В.В. Розанов впервые пытается сформулировать семейно родовую теорию пола, определить место семейнобрачных отношений в современной жизни. «Культура наша, цивилизация, подчиняясь мужским инстинктам, пошла по уклону специфически мужских путей высокого развития «гражданства», воспитания «ума» с забвением и пренебрежением, как незначащего или низкого «удовольствия», всего полового, т.е. самых родников, источников семьи, нового и нового рождения. ) 29 Соловьёв В.С. Сочинения. В 2 ч. М.: Мысль, 1989. С 123. 30 Флоренский П.А. Столп и утверждение истины. Соч. в 2 т. М., Правда, Т I. С.452. 31 Бердяев Н.А. Размышления об Эросе. Эрос и личность. М. 1989. С.36-68. 22 Все это умалилось, сморщилось»32. В.В. Розанов строит свой образ семьи, в котором присутствует плотское начало, найденное им в творчестве древних египтян, в Ветхом Завете, в иудаизме. Он понимает семью как первоисточник жизни, и это роднит его с П.А. Флоренским и И.А. Ильиным. Вписываясь в традиции русского религиозно-философского ренессанса, Н.А. Бердяев исходит из того, что любовь «акт творческий». В этом акте творится не только новая индивидуальная, но и социальная жизнь. В семье философ видел быт, а в любви бытие. Он писал, что «семья по своей сущности всегда была, есть и будет позитивистическим мирским институтом благоустройства, биологическим и социологическим упорядочиванием жизни рода... Семья хозяйственная ячейка, прежде всего, и ее связь с полом всегда косвенная, а не прямая. Связь же семьи с любовью еще гораздо более отдаленная... Семья родилась из необходимости, а не из свободы» 33. Таким образом, мы видим, что в русской философии постепенно складывался образ семьи как исток в миропонимании, в прикосновении к самым сокровенным тайнам личного, как формирующее начало гражданственности и патриотизма. С другой стороны проблемы семьи волновали ученых во все века. Семейные отношения мужчины и женщины, воспитание детей были и остаются проблемами, которые пытаются разрешить философы разных стран. Между тем, институт семьи существует тысячелетия, и тайна его долговечности заключается в том, что семья это важнейшее последующее звено в отношении человека с окружающим миром, именно семья наиболее эффективно способствует укоренению личности в том или ином социуме. В рамках концепции исторического развития внутрисемейных отношений современным исследователем С. И. Голодом показано, что 32 Кацнс Л.Ф. Из комментариев к иудейским мотивам В.В. Розанова // Начала. 1992. ЛУ. С. 58. 33 Бердяев Н.А. Размышления об Эросе. Эрос и личность. М. 1989. С.86. |