нуждалась судом. Таким образом, законодательство официально закрепляло определенный набор установок и ценностных ориентаций. Стабильность семьи обеспечивалась, прежде всего, принудительными и экономическими мерами. Патриархальная семья была социокультурной средой, в которой передавались по наследству профессии родителей, их мировоззрение, а в целом стереотипы сознания, поведения, в первую очередь для подрастающих детей, с проекцией на их будущие роли отца и матери; строгий порядок в семье поддерживался за счет внутренней дисциплины, соотнесения своих намерений или поступков с общественным мнением и, разумеется, следования религиозным заповедям. Поддерживалось мнение, что религиозный брак наиболее полно отвечает духу и потребности русского народа. Характеризуя тенденции развития семьи как социокультурной среды в Царской России, нельзя обойти вниманием некоторые весьма важные моменты. Во-первых, подавляющее большинство семей проживало в сельской местности, они являлись расширенными, многопоколенными и многодетными. Во-вторых, образ жизни имел ряд выраженных религиозных, национальных и региональных особенностей. Поэтому, семейная общность находилась на разных уровнях эволюции: от пролетарской и буржуазной в крупных промышленных городах до семьи родового строя в отдаленных национальных районах. Причем, в начале XX в. в России стали все более заметными процессы, несовместимые с церковным браком: увеличение числа одиноких и сексуальных контактов вне семьи, ослабление контроля церкви, уменьшение рождаемости, участие женщин в профессиональной деятельности, повышение их уровня образования. С учетом этнокультурного разнообразия регионов страны указанные факторы еще более усложняли социокультурную среду семьи. Ростки новых тенденций сдерживались тем, что семьи, как отмечалось, были преимущественно сельскими. В них консервативные, инертные 26 |
31 живущий отдельно от семьи, мог в судебном порядке возвратить себе детей, жена обязана была следовать за своим супругом, а в случае отказа приI нуждалась судом. Таким образом, законодательство официально закрепляло определенный набор установок и ценностных ориентаций. Стабильность семьи обеспечивалась, прежде всего, принудительными и экономическими мерами. Патриархальная семья была социокультурной средой, в которой передавались по наследству профессии родителей, их мировоззрение, а в целом стереотипы сознания, поведения, в первую очередь для подрастающих детей, с проекцией на их будущие роли отца и матери; строгий порядок в семье поддерживался за счет внутренней дисциплины, соотнесения своих намерений или поступков с общественным мнением и, ) разумеется, следования религиозным заповедям. Однако, несмотря на то, что патриархальная форма семьи находилась в противоречии с потребностями времени, господствующие классы стояли за незыблемость сформированной социокультурной среды. Они старались обосновать и оправдать «естественность» и «справедливость» широко распространенных семейно-брачных отношений. Поддерживалось мнение, что религиозный брак наиболее полно отвечает духу и потребности русского народа. Характеризуя тенденции развития семьи как социокультурной среды в Царской России, нельзя обойти вниманием некоторые весьма важные моменты. Во-первых, подавляющее большинство семей проживало в сельской местности, они являлись расширенными, многопоколенными и многодетными. Во-вторых, образ жизни имел ряд выраженных религиозных, национальных и региональных особенностей. Поэтому, семейная общность находилась на разных уровнях эволюции: от пролетарской и буржуазной в крупных промышленных городах до семьи 1 родового строя в отдаленных национальных районах. Причем, в начале XX в. в России стали все более заметными процессы, несовместимые с церковным 32 браком: увеличение числа одиноких и сексуальных контактов вне семьи, ослабление контроля церкви, уменьшение рождаемости, участие женщин в профессиональной деятельности, повышение их уровня образования. С учетом этнокультурного разнообразия регионов страны указанные факторы еще более усложняли социокультурную среду семьи. Ростки новых тенденций сдерживались тем, что семьи, как отмечалось, были преимущественно сельскими. В них консервативные, инертные позиции находили себе благоприятную почву. Среди сельского населения особенно широко были распространены патриархальные формы семьи. Женщины не имели права на совместно нажитое с супругом имущество, жена без разрешения мужа не могла работать по найму, сменить место жительства. Земля в крестьянской общине распределялась в зависимости от числа лиц мужского пола. Приниженное положение женщины в обществе усугублялось изнуряющим постоянным трудом по хозяйству, то есть эксплуататорским отношением в семье. Существенные изменения в развитие семьи как социокультурной среды внесла Великая Октябрьская социалистическая революция. Новое общество обусловило рождение новой социокультурной среды. Были устранены старые политические, юридические и экономические основы семьи. 16 декабря 1917 г. принимается декрет «О расторжении брака», 18 декабря 1917г. декрет «О гражданском браке, о детях и о ведении книг актов состояния». В последнем закреплялось положение о том, что Российская Республика впредь признает лишь гражданские браки. Это не означало запрещения церковных браков. Просто они не имели силы юридического закона, поскольку церковь была отделена от государства. В 1917 г. был введен отпуск по беременности и родам (8 недель до и после родов). По словам В. И. Ленина, «за два года Советская власть в одной из самых отсталых стран Европы сделала для освобождения женщины, для равенства ее с «сильным» полом столько, сколько за 130 лет не сделали все вместе передовые, просвещенные «демократические» республики всего |