Проверяемый текст
Козлова Наталья Шумафовна. Теоретический анализ места и роли семьи в социокультурной реальности (Диссертация 2006)
[стр. 28]

В результате стали распадаться многопоколенные семьи, на смену пришли нуклеарные, малодетные, неполные семьи, исчезли семьи буржуа и помещиков, уходил в прошлое патриархальный быт.
Заметно ослабли отношения, построенные на экономической зависимости.
Реализация государством различных мер еще не означала, что сразу же
все супруги адаптировались к новой социокультурной среде.
Этого не могло произойти по целому ряду причин.
Во-первых, несмотря на то, что были устранены идеологические, моральные, экономические и юридические принуждения, обеспечивающие прочность патриархальной семьи, новые внутрисемейные отношения, естественно, укрепились не сразу.
Для этого необходимо было не только время, но и огромная целеустремленная работа общества.
Она осуществлялась в сложных условиях, так как «слаба была материальная база, сознание масс нередко либо опережало возможности, либо отставало от них.
Не всем были ясны конкретные формы воплощения принципов социалистической
семьи»35.
Во-вторых, с семьей и ее отдельными функциями непосредственно связаны нормативы, ценности и ценностные ориентации, которые, как известно, обладают большой инертностью.
Понятно, что новые нормы не только не имели глубокой исторической почвы для своего закрепления, но и вырастали в постоянных столкновениях со старыми установлениями,
обычаями и традициями, которые в течение длительного времени утверждались среди населения России.
Поэтому отношение к новой семье было противоречивым, а часто и непримиримым.
Нередко члены одной и той же семьи находились на противоположных позициях.
В-третьих, рождение и становление семьи происходило в такой мозаичной среде, которую трудно найти в какой-либо другой стране.
Набор форм семейно-брачных отношений был разнообразным:
патриархально’5 Васильева Э.К.
Семья в социалистическом обществе.
М., 1985.
С.8.

28
[стр. 33]

33 мира»48.
Однако реализовать на практике все принятые законы и постановления советской власти, касающиеся семьи, оказалось далеко не ^ простым делом.
Ликвидация частной собственности, замена её общественной на основе национализации крупной капиталистической и помещичьей собственности и кооперирования мелких и средних крестьян и ремесленников оказали особое влияние на весь образ жизни семьи и ее ценностные ориентиры.
В результате стали распадаться многопоколенные семьи, на смену пришли нуклеарные, малодетные, неполные семьи, исчезли семьи буржуа и помещиков, уходил в прошлое патриархальный быт.
Заметно ослабли отношения, построенные на экономической зависимости.
Реализация государством различных мер еще не означала, что сразу же
все супруги адаптировались к новой социокультурной среде.
Этого не могло произойти по целому ряду причин.
Во-первых, несмотря на то, что были устранены идеологические, моральные, экономические и юридические принуждения, обеспечивающие прочность патриархальной семьи, новые внутрисемейные отношения, естественно, укрепились не сразу.
Для этого необходимо было не только время, но и огромная целеустремленная работа общества.
Она осуществлялась в сложных условиях, так как «слаба была материальная база, сознание масс нередко либо опережало возможности, либо отставало от них.
Не всем были ясны конкретные формы воплощения принципов социалистической
семьи»49.
Во-вторых, с семьей и ее отдельными функциями непосредственно связаны нормативы, ценности и ценностные ориентации, которые, как известно, обладают большой инертностью.
Понятно, что новые нормы не только не имели глубокой исторической почвы для своего закрепления, но и вырастали в постоянных столкновениях со старыми установлениями,
I ________________________ 48 Ленин В.И.
Советская власть и положение женщин // Поли.
Собр.
Соч.
Т.39.
С.287.
49 Васильева Э.К.
Семья в социалистическом обществе.
М., 1985.
-С.8.


[стр.,34]

34 обычаями и традициями, которые в течение длительного времени утверждались среди населения России.
I Поэтому отношение к новой семье было противоречивым, а часто и непримиримым.
Нередко члены одной и той же семьи находились на противоположных позициях.
В-третьих, рождение и становление семьи происходило в такой мозаичной среде, которую трудно найти в какой-либо другой стране.
Набор форм семейно-брачных отношений был разнообразным:
патриархальнокрестьянские, пролетарские, буржуазные, православные, мусульманские и т.д.
Социокультурная среда семьи складывалась под влиянием идеологических, классовых, национальных и религиозных особенностей.
* Указанные причины приводили к тому, что формирование новой семейной среды у разных народов и в различных регионах происходило не одновременно и не одинаково.
В каждом конкретно-историческом случае возникали свои трудности, в основе которых лежали как объективные, так и субъективные факторы.
Как справедливо пишет О.
В.
Дорохина, немедленные радикальные преобразования традиционной семьи, проведённые большевиками, обеспечили ускоренное формирование кризиса института семьи и, в > конечном итоге, оказались не только не прогрессивными, но и негуманными.
Исследовательницей приводятся следующие доводы в защиту этой позиции, в обоснованности которых трудно усомниться: • гражданский брак приживался трудно, и его регистрация была нераспространённым явлением вплоть до 1923 г.
даже в столичных городах в Москве и Петербурге; • разводы были более популярны, чем браки; • церковный брак сохранял свою привлекательность, что * вызывало негативную реакцию со стороны советской власти; • инициатива развода в 70% случаев исходила от мужчины;

[Back]