Проверяемый текст
Козлова Наталья Шумафовна. Теоретический анализ места и роли семьи в социокультурной реальности (Диссертация 2006)
[стр. 29]

крестьянские, пролетарские, буржуазные, православные, мусульманские и т.д.
Социокультурная среда семьи складывалась под влиянием идеологических, классовых, национальных и религиозных особенностей.
Указанные причины приводили к тому, что формирование новой семейной среды у разных народов и в различных регионах происходило не одновременно и не одинаково.

Как справедливо пишет О.
В.
Дорохина, немедленные радикальные преобразования традиционной семьи, проведённые большевиками, обеспечили ускоренное формирование кризиса института семьи и, в
конечном итоге, оказались не только не прогрессивными, но и негуманными.
Исследовательницей приводятся следующие доводы в защиту этой позиции, в обоснованности которых трудно усомниться: • гражданский брак приживался трудно, и его регистрация была нераспространённым явлением вплоть до 1923 г.
даже в столичных городах в Москве и Петербурге;
’• разводы были более популярны, чем браки; • церковный брак сохранял свою привлекательность, что вызывало негативную реакцию со стороны советской власти; • инициатива развода в 70% случаев исходила от мужчины; • экономическая свобода женщины оказалась скорее декларацией, чем реальностью; • государство, борясь с церковью, уничтожило обычаи, нормы и обряды, обусловленные религиозной моралью; • брак рассматривался людьми как временный союз, зачастую обретая «сезонный» характер (после запрета наёмного труда в сельскохозяйственной сфере); • распространились заочные фиктивные разводы ввиду наложения запрета на службу супругов в одном учреждении и предоставления льгот 29
[стр. 34]

34 обычаями и традициями, которые в течение длительного времени утверждались среди населения России.
I Поэтому отношение к новой семье было противоречивым, а часто и непримиримым.
Нередко члены одной и той же семьи находились на противоположных позициях.
В-третьих, рождение и становление семьи происходило в такой мозаичной среде, которую трудно найти в какой-либо другой стране.
Набор форм семейно-брачных отношений был разнообразным: патриархальнокрестьянские, пролетарские, буржуазные, православные, мусульманские и т.д.
Социокультурная среда семьи складывалась под влиянием идеологических, классовых, национальных и религиозных особенностей.
* Указанные причины приводили к тому, что формирование новой семейной среды у разных народов и в различных регионах происходило не одновременно и не одинаково.

В каждом конкретно-историческом случае возникали свои трудности, в основе которых лежали как объективные, так и субъективные факторы.
Как справедливо пишет О.
В.
Дорохина, немедленные радикальные преобразования традиционной семьи, проведённые большевиками, обеспечили ускоренное формирование кризиса института семьи и, в
> конечном итоге, оказались не только не прогрессивными, но и негуманными.
Исследовательницей приводятся следующие доводы в защиту этой позиции, в обоснованности которых трудно усомниться: • гражданский брак приживался трудно, и его регистрация была нераспространённым явлением вплоть до 1923 г.
даже в столичных городах в Москве и Петербурге;
разводы были более популярны, чем браки; • церковный брак сохранял свою привлекательность, что * вызывало негативную реакцию со стороны советской власти; • инициатива развода в 70% случаев исходила от мужчины;

[стр.,35]

35 • экономическая свобода женщины оказалась скорее декларацией, чем реальностью; I • государство, борясь с церковью, уничтожило обычаи, нормы и обряды, обусловленные религиозной моралью; • брак рассматривался людьми как временный союз, зачастую обретая «сезонный» характер (после запрета наёмного труда в сельскохозяйственной сфере); • распространились заочные фиктивные разводы ввиду наложения запрета на службу супругов в одном учреждении и предоставления льгот одиноким женщинам и матерям50.
Семья оказалась в непростых социокультурных условиях: наряду с тем, что еще окончательно не исчезло воздействие старых факторов, появилась и & новая социокультурная реальность, к которой супругам нужно было привыкнуть.
Причем, некоторые процессы того периода существенно осложняли семейно-брачные отношения.
Речь идет, в частности, о массовой гибели мужского населения во время гражданской войны, следствием чего стало увеличение числа беспризорных детей, падение нравственных норм в сфере пола.
Было немало ошибок в толковании проблем семьи.
Иными словами, между вызовом общества и ответом семьи было немало элементов несоответствия.
А семье при реализации ценностных ориентации приходилось преодолевать существенные трудности.
Сформировавшаяся новая социокультурная среда позволила наметить новые ориентиры в жизни женщин.
Женщина кроме семейной ориентации получила возможность иметь внесемейные ценностные ориентации.
Ей было предоставлено право на выбор работы и получение образования, право выходить замуж или оставаться одинокой, иметь детей или не иметь и т.
д.
Для женщин открылись определенные возможности устраивать судьбу по ► ______________________________ 50 Дорохина О.В.
Раннее советское брачно семейное законодательство: мифы и реалии // Вестник Московского университета.
Социология и политология.
1998.
№4.
С.
138-154.

[Back]