разнообразный досуг стали занимать большее место в общей иерархии ценностей, успешно конкурируя с чисто семейными ценностными ориентациями. Патриархально-традиционный образ жизни, который характеризовался в первую очередь подчиненным положением женщины и ярко выраженным главенством мужа, почти не регулируемым уровнем рождаемости и, как правило, наличием нескольких поколений в семье, заменялся эгалитарным. Сформировавшаяся социокультурная среда характеризовалась ориентациями на равноправие супругов, сознательное регулирование деторождаемости, усиление роли межличностного общения и отчетливое стремление молодоженов проживать отдельно от родителей. При социализме семья перестает быть основным фактором включения молодого поколения в культурную традицию: эта функция возложена на общегосударственную систему образования, в связи с чем, возник ряд проблем в преемственности различных субкультур. Не могли не повлиять на ценностные ориентации семьи и ее членов централизация власти, репрессии, недостатки административнобюрократической системы, отстранение религии от духовной сферы. За короткое историческое время произошел переход от большой многопоколенной семьи, нередко включающей побочных родственников, к нуклеарной, состоящей только из родителей с детьми; от семей, занимающихся сельскохозяйственным трудом, в которых обязанности супругов были четко разделены, к семьям, где характер труда вариабелен и профессии, бывшие ранее «мужскими», стали доступны и для женщин; от четкого разделения ролей между супругами, когда жена занималась преимущественно домом и детьми, к семье, в которой женщина помимо профессиональных обязанностей по-прежнему выполняет домашние дела: от семей старшего поколения, где рождение детей не планировалось, к современной городской семье, в которой вопрос о числе детей сознательно решают сами супруги. Патриархальные отношения с непререкаемым 31 |
36 своему желанию. Конечно, все это в немалой степени отразилось на ее отношении к обществу, семье, мужу и детям. ^ Повышение социально-экономического статуса женщины в обществе и семье сопровождалось изменением социокультурной среды, структурными сдвигами и функциональными изменениями. Многопоколенная семья заменялась нуклеарной. Целая революция произошла в отношениях между мужем и женой. Затронули перемены и сексуальные отношения. Огромное значение имело то, что профессиональное и должностное продвижение, сокращение объема домашней работы, рост образования и культуры разнообразный досуг стали занимать большее место в общей иерархии ценностей, успешно конкурируя с чисто семейными ценностными ориентациями. > Патриархально-традиционный образ жизни, который характеризовался в первую очередь подчиненным положением женщины и ярко выраженным главенством мужа, почти не регулируемым уровнем рождаемости и, как правило, наличием нескольких поколений в семье, заменялся эгалитарным. Сформировавшаяся социокультурная среда характеризовалась ориентациями на равноправие супругов, сознательное регулирование деторождаемости, усиление роли межличностного общения и отчетливое стремление молодоженов проживать отдельно от родителей. При социализме семья перестает быть основным фактором включения молодого поколения в культурную традицию: эта функция возложена на общегосударственную систему образования, в связи с чем, возник ряд проблем в преемственности различных субкультур. Не могли не повлиять на ценностные ориентации семьи и ее членов централизация власти, репрессии, недостатки административнобюрократической системы, отстранение религии от духовной сферы. За короткое историческое время произошел переход от большой 1 многопоколенной семьи, нередко включающей побочных родственников, к нуклеарной, состоящей только из родителей с детьми; от семей. 37 занимающихся сельскохозяйственным трудом, в которых обязанности супругов были четко разделены, к семьям, где характер труда вариабелен и I профессии, бывшие ранее «мужскими», стали доступны и для женщин; от четкого разделения ролей между супругами, когда жена занималась преимущественно домом и детьми, к семье, в которой женщина помимо профессиональных обязанностей по-прежнему выполняет домашние дела: от семей старшего поколения, где рождение детей не планировалось, к современной городской семье, в которой вопрос о числе детей сознательно решают сами супруги. Патриархальные отношения с непререкаемым главенством мужа уступили место отношениям между супругами, строящимся на демократических началах51. На приверженности к различным подходам в анализе развития и > соответственно характера изменений семьи и как следствие социокультурной среды и происходит разделение позиций ряда авторов, оценивающих и изучающих современное состояние семьи52. Основоположник структурно-функционального анализа Т. Парсонс выступал за изменение семьи, ее реорганизацию: за переход от супружеской системы родства к изолированной супружеской семье53. По его мнению, семья переживает фундаментальные перемены, вызванные индустриализацией и урбанизацией, но нельзя говорить о ее «дезорганизации». Семья лишилась части своих функций, например, перестала быть кооперативной ячейкой по производству материальных благ и услуг, но она сохранила и приобрела другие (социализация детей, создание необходимой обстановки для психологической разрядки подростков и др.), новые ролевые статусы. Мужчина получил «инструментальные роли» в 51 Мацковскнй М.С. Тенденции развития бранно семейных отношений в СССР // Молодожены. М., 1995. -С. 7-9. 52 См.: Выделяются две концепции: «алармистская», основанная на идее утраты важнейших цементирующих ) семью ценностей и «либеральная», основанная на идее прогресса и возникновения ценности свободного выбора. 53 Парсонс Т. Система современных обществ. М., 1997; |