Проверяемый текст
Козлова Наталья Шумафовна. Теоретический анализ места и роли семьи в социокультурной реальности (Диссертация 2006)
[стр. 33]

регуляции поведения индивида, в качестве которых выступают уже не традиция и религия, а право и нравственность»39 40.
Они ориентируют личность на индивидуальный путь развития, личный успех и высокий уровень потребления, что несомненно сказывается на социокультурных условиях в семье.
Э.
Дюркгейм отмечал, что более развитые типы обществ отличаются большей автономностью индивидуального сознания.
«Если в архаических обществах социальная солидарность основана на полном растворении индивидуальных сознаний в «коллективном сознании», то в развитых
40 социальных системах она основана на автономии индивидов...» .
Следовательно, для индустриального, модернизирующегося общества характерным является значительное многообразие семейных форм.

В постмодернистской модификации семьи, заметно преобладание матрифокальной (материнской) и неполной семьи.
В большинстве современных стран с развитой рыночной экономикой и демократическими институтами ведущей становится тенденция роста числа семей матрифокального типа, состоящих из матери и ребенка, что для российского современного общества становится тоже распространенным явлением.
Ныне для характеристики объединения людей, связанных одним жильем, единым хозяйством, в том числе и отношениями зависимости (ядро такого объединения могут составлять родственники, даже супруги и дети, но могут и не составлять) существует понятие «домохозяйство».
Домохозяйство социально-экономическая ячейка, объединяющая людей с совместными доходами, ведущих совместное хозяйство, состоящих в родстве или не состоящих или тех или
других41.
«В отличие от семьи отношения родства или свойства между членами одного домохозяйства не обязательны: оно может включать жильцов,
39 Переполним Л.С.
К вопросу модернизации России И Мир России.
1993.
С.55.
40 Дюргейм Э.
Социология.
М., 1995.
С.326.
11 Магомедов А.А.
Семья на Северном Кавказе.
Ставрополь.
1999.
С.8.

33
[стр. 41]

РОССИЙСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ БИБЛИОТЕКА 41 не традиция и религия, а право и нравственность»62.
Они ориентируют личность на индивидуальный путь развития, личный успех и высокий уровень потребления, что несомненно сказывается на социокультурных условиях в семье.
Э.
Дюркгейм отмечал, что более развитые типы обществ отличаются большей автономностью индивидуального сознания.
«Если в архаических обществах социальная солидарность основана на полном растворении индивидуальных сознаний в «коллективном сознании», то в развитых
социальных системах она основана на автономии индивидов...»63.
Следовательно, для индустриального, модернизирующегося общества характерным является значительное многообразие семейных форм.

Сегодня в современном российском обществе, считает видный специалист в области семейных исследований Т.
А.
Гурко, даже более уместно «говорить не о «семье», в определении которой уже трудно даже в рамках конкретной культуры вложить всевозможные вариации, а о семьях».64 Ответ на вопрос, что такое семья, может состоять либо в сужении объема понятия, как предлагают некоторые западные ученые, либо в выделении различных типов семей как особого рода малых групп.
Т.
А.
Гурко отмечает, что «основой для таких типологий могут выступать: 1.
Юридическая регистрация брака: семьи, основанные на браке; фактические семьи или внебрачные сожительства; оформленные юридически, но живущие раздельно супруги.
2.
Очередность брака лиц, составляющих ядро семьи: семьи, основанные на первом браке обоих супругов; семьи, основанные на повторном браке супругов (супруга).
3.
Юридические отношения родителей и детей: оба супруга живут с родными детьми и до их рождения не имели других детей; семьи, где хотя 62 ПсрспСлкин Л.С.
К вопросу модернизации России // Мир России.
1993.
-№1.С.55.
63 Дюргсйм Э.
Социология.
М., 1995.
С.326.
64 Гурко Т.А.
Трансформация института современной семьи.
-1995.
-.№10.
С.96.


[стр.,43]

43 преобладание матрифокальной (материнской) и неполной семьи.
В большинстве современных стран с развитой рыночной экономикой и ^ демократическими институтами ведущей становится тенденция роста числа семей матрифокального типа, состоящих из матери и ребенка, что для российского современного общества становится тоже распространенным явлением.
Ныне для характеристики объединения людей, связанных одним жильем, единым хозяйством, в том числе и отношениями зависимости (ядро такого объединения могут составлять родственники, даже супруги и дети, но могут и не составлять) существует понятие «домохозяйство».
Домохозяйство социально-экономическая ячейка, объединяющая людей с совместными доходами, ведущих совместное хозяйство, состоящих в родстве или не состоящих или тех или
других66.
* «В отличие от семьи отношения родства или свойства между членами одного домохозяйства не обязательны: оно может включать жильцов,
пенсионеров, прислугу, а также состоять из одного человека, живущего самостоятельно либо нескольких лиц»67, даже несколько семей.
Поэтому домохозяйства различают семейные и внесемейные.
При этом в современном российском обществе традиционной моногамии противопоставляются реальные альтернативы: «бездетный брак, одинокое материнство, коммуны, в которых сексуальные отношения варьируются от пуританских до вседозволенных, юридически неоформленное сожительство, групповой секс, когда женатые и неженатые пары объединяются и обмениваются брачными партнерами, расширенная семья добровольно объединившиеся брачные пары, живущие вместе, хотя они и не являются родственниками по крови, групповой брак один муж с несколькими женами или одна жена с несколькими мужьями: партнеры в таком браке принимают все виды моральной ответственности традиционного брака, синергамный брак, близкий двоеженству (двумужеству) и допускающий двойное супружеское I _______________________ 66 Магомедов А.А.
Семья на Северном Кавказе.
Ставрополь, 1999.
С.8.

67 Волков А.Г.
Домохозяйство // Демографический энциклопедический словарь.
М., 1985.
-С.
127.

[Back]