пенсионеров, прислугу, а также состоять из одного человека, живущего самостоятельно либо нескольких лиц»12, даже несколько семей. Поэтому домохозяйства различают семейные и внесемейные. При этом в современном российском обществе традиционной моногамии противопоставляются реальные альтернативы: «бездетный брак, одинокое материнство, коммуны, в которых сексуальные отношения варьируются от пуританских до вседозволенпых, юридически неоформленное сожительство, групповой секс, когда женатые и неженатые пары объединяются и обмениваются брачными партнерами, расширенная семья добровольно объединившиеся брачные пары, живущие вместе, хотя они и не являются родственниками по крови, групповой брак один муж с несколькими женами или одна жена с несколькими мужьями: партнеры в таком браке принимают все виды моральной ответственности традиционного брака, синергамный брак, близкий двоеженству (двумужеству) и допускающий двойное супружеское партнерство, открытый брак, в котором партнеры без стыда и с верой друг в друга взаимообогощаются посредством игры в любовь. «Убежденные холостяки», добровольно и сознательно снимающие с себя ответственность за кого-либо и заботу о ком-либо, дабы не нанести себе ущерб, эго тоже примета нового времени. И женщине не остается ничего другого, как обходиться без мужа / отца и самостоятельно обустраивать свою жизнь. Словом, для женщины это во многом «вынужденная свобода» и совмещение семейных ролей. Несмотря на все изменения, произошедшие с семьей она представляет собой такую социокультурную среду для людей, которая развивает творческий потенциал, накапливает, хранит и передает социальный опыт молодому поколению, где происходит приобщение к знаниям и культурному наследию, где регулируется социальное поведение членов семьи через ценностно-нормативную систему, тем самым, осуществляя социальный 42 42 Воякой А.Г. Домохозяйство // Демографический энциклопедический словарь. М., 1985. -С. 34 127. |
43 преобладание матрифокальной (материнской) и неполной семьи. В большинстве современных стран с развитой рыночной экономикой и ^ демократическими институтами ведущей становится тенденция роста числа семей матрифокального типа, состоящих из матери и ребенка, что для российского современного общества становится тоже распространенным явлением. Ныне для характеристики объединения людей, связанных одним жильем, единым хозяйством, в том числе и отношениями зависимости (ядро такого объединения могут составлять родственники, даже супруги и дети, но могут и не составлять) существует понятие «домохозяйство». Домохозяйство социально-экономическая ячейка, объединяющая людей с совместными доходами, ведущих совместное хозяйство, состоящих в родстве или не состоящих или тех или других66. * «В отличие от семьи отношения родства или свойства между членами одного домохозяйства не обязательны: оно может включать жильцов, пенсионеров, прислугу, а также состоять из одного человека, живущего самостоятельно либо нескольких лиц»67, даже несколько семей. Поэтому домохозяйства различают семейные и внесемейные. При этом в современном российском обществе традиционной моногамии противопоставляются реальные альтернативы: «бездетный брак, одинокое материнство, коммуны, в которых сексуальные отношения варьируются от пуританских до вседозволенных, юридически неоформленное сожительство, групповой секс, когда женатые и неженатые пары объединяются и обмениваются брачными партнерами, расширенная семья добровольно объединившиеся брачные пары, живущие вместе, хотя они и не являются родственниками по крови, групповой брак один муж с несколькими женами или одна жена с несколькими мужьями: партнеры в таком браке принимают все виды моральной ответственности традиционного брака, синергамный брак, близкий двоеженству (двумужеству) и допускающий двойное супружеское I _______________________ 66 Магомедов А.А. Семья на Северном Кавказе. Ставрополь, 1999. С.8. 67 Волков А.Г. Домохозяйство // Демографический энциклопедический словарь. М., 1985. -С. 127. 44 партнерство, открытый брак, в котором партнеры без стыда и с верой друг в друга взаимообогощаются посредством игры в любовь. «Убежденные холостяки», добровольно и сознательно снимающие с себя ответственность за кого-либо и заботу о ком-либо, дабы не нанести себе ущерб, это тоже примета нового времени. И женщине не остается ничего другого, как обходиться без мужа / отца и самостоятельно обустраивать свою жизнь. Словом, для женщины это во многом «вынужденная свобода» и совмещение семейных ролей. Под воздействием трансформационных процессов российская семья испытывает на себе особенности «двойственной природы» переходного этапа, что влияет на роль и место ее существования в социокультурной реальности, центральное место в системе воспитания молодежи. Ребенок приобщается к социальным условиям жизни с первых дней появления на свет в семье, которая как социокультурное образование постоянно изменяется, приспосабливаясь к новой реальности. Несмотря на все изменения, произошедшие с семьей она представляет собой такую социокультурную среду для людей, которая развивает творческий потенциал, накапливает, хранит и передает социальный опыт молодому поколению, где происходит приобщение к знаниям и культурному наследию, где регулируется социальное поведение членов семьи через ценностно-нормативную систему, тем самым, осуществляя социальный контроль, что в конечном итоге, способствует поддержанию стабильности общества. Более того, стабильность или нестабильность общественной жизни, здоровье нации напрямую ставится в зависимость от состояния семьи. Разрушающаяся семья одно из условий деградации общества. Поэтому, в связи с трансформационными процессами семьи, в которой происходит социализация подрастающего поколения, возникает необходимость рассматривать семью как социокультурную среду, влияющую на динамику ценностных ориентаций. При этом важное значение имеют выявление ценностных ориентаций |