Проверяемый текст
Козлова Наталья Шумафовна. Теоретический анализ места и роли семьи в социокультурной реальности (Диссертация 2006)
[стр. 35]

контроль, что в конечном итоге, способствует поддержанию стабильности общества.
Более того, стабильность или нестабильность общественной жизни, здоровье нации напрямую ставится в зависимость от состояния семьи.
Разрушающаяся семья одно из условий деградации общества.
Поэтому, в связи с трансформационными процессами семьи, в которой происходит социализация подрастающего поколения, возникает необходимость рассматривать семью как социокультурную среду, влияющую на динамику ценностных ориентаций.

В культурологическом направлении отечественной социальной науки преимущественно разрабатывается эволюционная концепция современной семьи, нацеленная на отыскание вектора ценностных изменений в ее моделях: патриархатной (традиционной); детоцентристской (современной, модернизационной), супружеской
(постсовременной)43.
По сути исходным пунктом при этом выступает представление о том, что семья — исторически изменчивая форма традиционной культурной организации объединения людей.
Она, судя по опыту истории культуры, весьма чутко реагирует на естественное изменение ценностных систем общественной жизни, потребностей людей, их образа жизни и эволюционирует.
Однако эволюция семьи не исключает того факта, что в качестве социокультурного института и
носителя культурных традиций семья содержит в себе некое устойчивое ядро, обеспечивающее сохранение ее сущности в качестве созданной человеком, его культурой надприродной формы регулирования отношений между полами и поколениями.
Если продолжить данную логику и не абсолютизировать какой-либо один тип, то можно утверждать, что современность, подтверждая этот адаптивный культурно-ценностный характер семьи, как бы множит возможные семейные типы, естественно, сосуществующие наряду с
43 Голод С.И.
Стабильность семьи: Социологический и демографический аспекты.
-Л., 1984; Голод С.И., Клецин
Л.А.
Состояние и перспективы развития семьи: теоретико-типологический анализ.
Эмпирическое обоснование.
СПб., 1994
35
[стр. 44]

44 партнерство, открытый брак, в котором партнеры без стыда и с верой друг в друга взаимообогощаются посредством игры в любовь.
«Убежденные холостяки», добровольно и сознательно снимающие с себя ответственность за кого-либо и заботу о ком-либо, дабы не нанести себе ущерб, это тоже примета нового времени.
И женщине не остается ничего другого, как обходиться без мужа / отца и самостоятельно обустраивать свою жизнь.
Словом, для женщины это во многом «вынужденная свобода» и совмещение семейных ролей.
Под воздействием трансформационных процессов российская семья испытывает на себе особенности «двойственной природы» переходного этапа, что влияет на роль и место ее существования в социокультурной реальности, центральное место в системе воспитания молодежи.
Ребенок приобщается к социальным условиям жизни с первых дней появления на свет в семье, которая как социокультурное образование постоянно изменяется, приспосабливаясь к новой реальности.
Несмотря на все изменения, произошедшие с семьей она представляет собой такую социокультурную среду для людей, которая развивает творческий потенциал, накапливает, хранит и передает социальный опыт молодому поколению, где происходит приобщение к знаниям и культурному наследию, где регулируется социальное поведение членов семьи через ценностно-нормативную систему, тем самым, осуществляя социальный контроль, что в конечном итоге, способствует поддержанию стабильности общества.
Более того, стабильность или нестабильность общественной жизни, здоровье нации напрямую ставится в зависимость от состояния семьи.
Разрушающаяся семья одно из условий деградации общества.
Поэтому, в связи с трансформационными процессами семьи, в которой происходит социализация подрастающего поколения, возникает необходимость рассматривать семью как социокультурную среду, влияющую на динамику ценностных ориентаций.

При этом важное значение имеют выявление ценностных ориентаций

[стр.,45]

45 членов семьи, так и культурная типология семьи, соотнесенная с этими ценностями.
В российской социальной науке примером подобной ^ переориентации может служить опыт А.И.
Антонова, попытавшегося организовать изучение семьи «под микроскопом» конкретной жизненной истории или биографии отдельной семьи68.
При подобного рода исследованиях ставка делается не на типовые обобщения, а на выделение на сугубо индивидуальном и оригинальном материале некоторых устойчивых структур или архетипов ценностного обеспечения культуры семейной жизни и её традиций.
1.2.
Проблема культурно-ценностных типов семьи и ее методологическое значение > Подход, намеченный А.И.
Антоновым, безусловно, новаторский, научные последствия которого с определенностью трудно еще предсказать.
В культурологическом направлении отечественной социальной науки преимущественно разрабатывается эволюционная концепция современной семьи, нацеленная на отыскание вектора ценностных изменений в ее моделях: патриархатной (традиционной); детоцентристской (современной, модернизационной), супружеской
(постсовременной)69.
По сути исходным I пунктом при этом выступает представление о том, что семья — исторически изменчивая форма традиционной культурной организации объединения людей.
Она, судя по опыту истории культуры, весьма чутко реагирует на естественное изменение ценностных систем общественной жизни, потребностей людей, их образа жизни и эволюционирует.
Однако эволюция семьи не исключает того факта, что в качестве социокультурного института и
68 Антонов А.И.
Микросоциология семьи (методология исследования структур и процессов).
-М., 1998.
С.
13.
69 Голод С.И.
Стабильность семьи: Социологический и демографический аспекты.
Л., 1984; Голод С.И.Г Клецин
А.А.
Состояние и перспективы развития семьи: теоретико-типологический анализ.
Эмпирическое обоснование.
СПб., 1994


[стр.,46]

46 носителя культурных традиций семья содержит в себе некое устойчивое ядро, обеспечивающее сохранение ее сущности в качестве созданной > человеком, его культурой надприродной формы регулирования отношений между полами и поколениями.
Если продолжить данную логику и не абсолютизировать какой-либо один тип, то можно утверждать, что современность, подтверждая этот адаптивный культурно-ценностный характер семьи, как бы множит возможные семейные типы, естественно, сосуществующие наряду с
традиционно основным конъюгальным, супружеским.
Исходным в возникновении отдельной семьи выступают, вне всякого сомнения, сформированные соответствующей культурной средой ожидания, ценностные ориентации, так называемый хабитус молодых супругов, их * способность "совместиться" в будущей жизни.
Патриархатная в ее современном понимании форма, воспроизводящая некоторые черты прошлой (традиционной) культуры сегрегации семейных ролей, авторитет добытчика-мужчины и желание жены заниматься домом и детьми, а не карьерой, в принципе такая же естественная в наши дни организация, как и другие, если она не противоречит желаниям супругов, не нарушает их уважения друг к другу.
Более того, ей присущи особые традиционные механизмы скрепления семьи культуры разделения обязанностей и взаимодополнения мужа и жены, эффективной при условии, конечно, соблюдения морального самоконтроля, и личного ролевого соответствия супругов.
Эгалитарная супружеская семья, по мнению С.И.
Голода, выступающая целевым типом в культурной эволюции представлений о семейной жизни, вероятно, более соответствует социокультурным условиям устранения традиционных ролевых барьеров между мужчиной и женщиной, реализации стремления женщины к равенству (карьерному, в принятии семейных 8 решений) и взаимным ожиданиям обрести подлинно человеческую

[Back]