Проверяемый текст
Козлова Наталья Шумафовна. Теоретический анализ места и роли семьи в социокультурной реальности (Диссертация 2006)
[стр. 38]

утверждает спонтанное укрепление «современной» семьи по мере улучшения условий жизни"’6.
По мнению А.И.
Антонова, данная позиция не объясняет
институциональные отклонения и дисфункции семьи, не исследует культурно-мотивационной основы семейного поведения и потому вынуждена отождествлять стереотипные научные интерпретации с подлинными мотивами действий.
Традиционная культурная ценность семьи им усматривается в ее посреднической роли в отношениях между индивидом и обществом.
Исследование этой роли и
ее социокультурных проявлений позволяет определить условия сохранения института семьи в этой функции культурного посредника.
При этом встают нетривиальные вопросы: каким образом социальный порядок, социальные изменения, а также какие иные факторы поддерживают или разрушают ценность семьи и детей, ценности семейной преемственности поколений, семейной передачи культурного, профессионально-экономического капитала, модифицируют в целом иерархию ценностей личности.
Взаимоотношения членов семьи в контексте достижения семейного единства, межличностные факторы укрепления или разрушения семейной целостности вот главные темы
предлагаемого А.И.
Антоновым культурологического исследования семьи.
Выше
нами уже рассматривались традиционные характеристики семьи, связанные с ее историческим и социокультурным существованием, обосновывалась и иллюстрировалась необходимость культурно-ценностного подхода к изучению семейного образа жизни, семейных взаимоотношений.
В то же время отмечалось, что в общественных
пауках в трактовке семейных типов все еще доминирует институциональный подход, согласно которому семья понимается как один из важнейших институтов общества, обеспечивающих воспроизводство человеческой жизни посредством 46 38 Антонов А.И.
Циг.
соч.
С.5-6.
[стр. 48]

48 Здесь можно усмотреть выход за пределы классического социологического подхода, ценностно нейтрального, постановку перед I учеными задач, относящихся к культурологии, практике ценностнокультурного, "идеологического1’ отношения к объекту изучения.
В основе подобной позиции скрыта, по-видимому, естественная неудовлетворенность социологически правомерным, но, по сути своей, односторонним институциональным, функционально-структурным подходом к изучению семьи, а также сложившейся прогрессистской парадигмой, которая акцентирует "исторический переход к нуклеарной эгоцентристской семье и утверждает спонтанное укрепление «современной» семьи по мере улучшения условий жизни"'2.
По мнению А.И.
Антонова, данная позиция не объясняет
> институциональные отклонения и дисфункции семьи, не исследует культурно-мотивационной основы семейного поведения и потому вынуждена отождествлять стереотипные научные интерпретации с подлинными мотивами действий.
Традиционная культурная ценность семьи им усматривается в ее посреднической роли в отношениях между индивидом и обществом.
Исследование этой роли и
се социокультурных проявлений позволяет определить условия сохранения института семьи в этой функции культурного посредника.
При этом встают нетривиальные вопросы: каким образом социальный порядок, социальные изменения, а также какие иные факторы поддерживают или разрушают ценность семьи и детей, ценности семейной преемственности поколений, семейной передачи культурного, профессионально-экономического капитала, модифицируют в целом иерархию ценностей личности.
Взаимоотношения членов семьи в контексте достижения семейного единства, межличностные факторы укрепления или разрушения семейной целостности — вот главные темы
72 72 Антонов А.И.
Цит.
соч.
С.5-6.


[стр.,49]

49 предлагаемого А.И.
Антоновым культурологического исследования семьи.
В
предыдущем разделе нашей работы рассматривались традиционные характеристики семьи, связанные с ее историческим и социокультурным существованием, обосновывалась и иллюстрировалась необходимость культурно-ценностного подхода к изучению семейного образа жизни, семейных взаимоотношений.
В то же время отмечалось, что в общественных
науках в трактовке семейных типов все еще доминирует институциональный подход, согласно которому семья понимается как один из важнейших институтов общества, обеспечивающих воспроизводство человеческой жизни посредством рождения и семейной (первичной) социализации.
При этом особое значение приобретают вопросы соотношения и взаимосвязи семьи и других институциональных сфер, статусно-ролевые взаимоотношения индивидов внутри отдельной семьи.
Результаты научных исследований способствовали выявлению зависимости типов семьи от ступеней культурно-исторического развития общества и его социокультурных противоречий и потребностей на современной стадии, обусловленной модернизационными изменениями.
Некоторые исследователи, анализируя институциональные характеристики современной семьи, приходят к выводу о росте ее дисфункций, более того, о ее институциональном кризисе.
Не ставя под сомнение накопленный наукой эмпирический материал, который может свидетельствовать в пользу данных выводов, полагаем, что современные проблемы семьи нельзя понять адекватно вне культурно-ценностного подхода, раскрывающего смысл культурной детерминации моделей семейно-брачного поведения людей, традиционных и глубинных корней их ориентации, соответствующих им традиционных ценностных оснований.
В общественных науках, сложившихся под влиянием позитивизма, всегда было настороженным отношение ко всякого рода понятиям и концепциям, не соотносящимся непосредственно с эмпирическими данными и являющимся отвлеченной конструкцией.
К числу таких вне научных

[Back]