Проверяемый текст
Козлова Наталья Шумафовна. Теоретический анализ места и роли семьи в социокультурной реальности (Диссертация 2006)
[стр. 39]

рождения и семейной (первичной) социализации.
При этом особое значение приобретают вопросы соотношения и взаимосвязи семьи и других институциональных сфер, статусно-ролевые взаимоотношения индивидов внутри отдельной семьи.
Результаты научных исследований способствовали выявлению зависимости типов семьи от ступеней культурно-исторического развития общества и его социокультурных противоречий и потребностей на современной стадии, обусловленной модернизационными изменениями.
Некоторые исследователи, анализируя институциональные характеристики современной семьи, приходят к выводу о росте ее дисфункций, более того, о ее институциональном кризисе.
Не ставя под сомнение накопленный наукой эмпирический материал, который может свидетельствовать в пользу данных выводов, полагаем, что современные проблемы семьи нельзя понять адекватно вне культурно-ценностного подхода, раскрывающего смысл культурной детерминации моделей семейно-брачного поведения людей, традиционных и глубинных корней их ориентации, соответствующих им традиционных ценностных оснований.
В общественных науках, сложившихся под влиянием позитивизма, всегда было настороженным отношение ко всякого рода понятиям и концепциям, не соотносящимся непосредственно с эмпирическими данными и являющимся отвлеченной конструкцией.
К числу таких вне научных
инструментов относят нередко и понятие ценности, являющееся неотъемлемым достоянием человеческой культуры.
В качестве наиболее очевидных указаний на присутствие неких объективных ценностей, с которыми ученые позитивистской ориентации имеют дело опосредствованно, выступают факты, означаемые терминами "оценка", "нормативно-ценностная структура института", "ценностные ориентации сознания".
Утверждают, что институт тоже является определенной ценностью.
Сказать, что семья ценность, которую признает большинство людей, и ее необходимо социальными и культурными средствами укреплять, укоренять в сознании и практике индивидов, можно и нужно.
Тем не менее,
39
[стр. 49]

49 предлагаемого А.И.
Антоновым культурологического исследования семьи.
В предыдущем разделе нашей работы рассматривались традиционные характеристики семьи, связанные с ее историческим и социокультурным существованием, обосновывалась и иллюстрировалась необходимость культурно-ценностного подхода к изучению семейного образа жизни, семейных взаимоотношений.
В то же время отмечалось, что в общественных науках в трактовке семейных типов все еще доминирует институциональный подход, согласно которому семья понимается как один из важнейших институтов общества, обеспечивающих воспроизводство человеческой жизни посредством рождения и семейной (первичной) социализации.
При этом особое значение приобретают вопросы соотношения и взаимосвязи семьи и других институциональных сфер, статусно-ролевые взаимоотношения индивидов внутри отдельной семьи.
Результаты научных исследований способствовали выявлению зависимости типов семьи от ступеней культурно-исторического развития общества и его социокультурных противоречий и потребностей на современной стадии, обусловленной модернизационными изменениями.
Некоторые исследователи, анализируя институциональные характеристики современной семьи, приходят к выводу о росте ее дисфункций, более того, о ее институциональном кризисе.
Не ставя под сомнение накопленный наукой эмпирический материал, который может свидетельствовать в пользу данных выводов, полагаем, что современные проблемы семьи нельзя понять адекватно вне культурно-ценностного подхода, раскрывающего смысл культурной детерминации моделей семейно-брачного поведения людей, традиционных и глубинных корней их ориентации, соответствующих им традиционных ценностных оснований.
В общественных науках, сложившихся под влиянием позитивизма, всегда было настороженным отношение ко всякого рода понятиям и концепциям, не соотносящимся непосредственно с эмпирическими данными и являющимся отвлеченной конструкцией.
К числу таких вне научных


[стр.,50]

50 инструментов относят нередко и понятие ценности, являющееся неотъемлемым достоянием человеческой культуры.
В качестве наиболее очевидных указаний на присутствие неких объективных ценностей, с которыми ученые позитивистской ориентации имеют дело опосредствованно, выступают факты, означаемые терминами "оценка”, "нормативно-ценностная структура института", "ценностные ориентации сознания".
Утверждают, что институт тоже является определенной ценностью.
Сказать, что семья ценность, которую признает большинство людей, и ее необходимо социальными и культурными средствами укреплять, укоренять в сознании и практике индивидов, можно и нужно.
Тем не менее,
этого явно недостаточно для раскрытия историко-культурного содержания понимания семьи как ценности.
А между тем в культурологии, начиная с работ М.
Вебера, за построением так называемых идеальных типов, ценностной типологизацией изучаемых культурных феноменов, отличающихся, как правило, уникальностью и неповторимостью сочетания множества элементов, закреплено важное методологическое значение.
Для М.
Вебера ценность есть норма, способом бытия которой является ее значимость для субъекта.
Подобная установка позволяет анализировать отдельные явления с точки зрения их приближения или удаления относительно чистого типа, на этой основе пытаться объяснить те или иные тенденции в самих изменениях объекта, связать их субъективное бытие с более широким культурноисторическим контекстом.
Это в полной мере можно отнести к проблеме выделения культурных типов семьи с точки зрения практикуемых в этой сфере ценностей культуры.
От ценностей, которыми руководствуются индивиды в семейной жизни, зависят в конечном счете модель семьи, характерные черты ее жизненного цикла, специфика семейных конфликтов, социализации новых поколений, формирование у них собственной культуры.
Нами уже отмечалось, что именно российские ученые предложили ценностно-типологический подход к изучению семьи.
Речь идет об

[Back]