Проверяемый текст
Козлова Наталья Шумафовна. Теоретический анализ места и роли семьи в социокультурной реальности (Диссертация 2006)
[стр. 41]

Рассмотрим подробнее культурно-ценностное содержание данных типов семьи, поскольку именно через него индивиды, как предполагается, воспринимают актуальную значимость семейной жизни для себя.
Прежде всего, как представляется, целесообразно подчеркнуть, что все три культурно-ценностных типа относятся к пониманию института современной семьи, т.е.
по форме моногамной, основанной на супружестве, в общем нуклеарной, с одной и той же в главном нормативно-правовой базой.
Этот тезис заранее исключает архаику и те социокультурные условия, при которых некогда было возможно доминирование расширенной семьи, а также средневековые формы патриархальности — фактическое домашнее рабство жены и детей, обусловленное высокой ценностью семейно-родовой преемственности.
Иначе сравнение перенесется в историческое время.
Первый тип патриархальный предполагает, что существует некая традиция, транслирующая в определенной социокультурной среде ценности главенства мужа в семье.
Возможно, при этом центральное место занимают представления о сути семейной жизни и распределении обязанностей между супругами.
Ведь средневековая патриархальность в культурном отношении была религиозно детерминированной.
Женщина воспринималась как главная виновница грехопадения, а потому изначально ставилась в зависимость от
мужчины, в подчинение ему.
Практически везде, где был принят монотеизм, утверждалось, что жена отвечает за ведение домашнего хозяйства,
естественное воспроизводство и воспитание детей, а мужчина за источник благ и бытовую основу существования семьи, а следовательно, и за семью в целом.
Он — хозяин, блюститель порядка, уклада, ему принадлежит прерогатива принятия решений в семье.
Жена и дети в определенном смысле выступают необходимым условием продолжения жизни мужчины.
Важно, что с этим связано понимание семьи, дома как особой ценности, придающей смысл человеческому существованию, прежде всего мужскому: «мой дом моя крепость», с гордостью говорит европейский мужчина.
Если учесть, что
Гурко Т.Д.
Вариативность представлении в сфере родительства.
С96-97
[стр. 51]

51 исследованиях, которые стимулировали работы С.И.
Голода еще в начале 80х годов XX в.
В духе М.
Вебера им была высказана гипотеза о наличии в современном обществе трех идеальных культурных типов семьи — патриархального, детоцентристского и супружеского73.
Сегодня можно констатировать, что эта гипотеза нашла сторонников, а не только критиков, и очевидное признание множественности культурно детерминированных типов семей, фактический плюрализм их моделей74.
Рассмотрим подробнее культурно-ценностное содержание данных типов семьи, поскольку именно через него индивиды, как предполагается, воспринимают актуальную значимость семейной жизни для себя.
Прежде всего, как представляется, целесообразно подчеркнуть, что все три культурно-ценностных типа относятся к пониманию института современной семьи, т.е.
по форме моногамной, основанной на супружестве, в общем нуклеарной, с одной и той же в главном нормативно-правовой базой.
Этот тезис заранее исключает архаику и те социокультурные условия, при которых некогда было возможно доминирование расширенной семьи, а также средневековые формы патриархальности — фактическое домашнее рабство жены и детей, обусловленное высокой ценностью семейно-родовой преемственности.
Иначе сравнение перенесется в историческое время.
Первый тип патриархальный предполагает, что существует некая традиция, транслирующая в определенной социокультурной среде ценности главенства мужа в семье.
Возможно, при этом центральное место занимают представления о сути семейной жизни и распределении обязанностей между супругами.
Ведь средневековая патриархальность в культурном отношении была религиозно детерминированной.
Женщина воспринималась как главная виновница грехопадения, а потому изначально ставилась в зависимость от
73 Голод С.И., Клеиин А.А.
Состояние и перспективы развития семьи: теоретико-типологический анализ.
) Эмпирическое обоснование.
СПб., 1994.-С.4.
'4 См.: Эволюция семьи и семейная политика в СССР.
/ Ред.
Вишневская А.Г.
М., 1992.
С.
17; Гурко Т.А.
Вариативность представлений в сфере родительства.
С96-97

[стр.,52]

52 мужчины, в подчинение ему.
Практически везде, где был принят монотеизм, утверждалось, что жена отвечает за ведение домашнего хозяйства,
I естественное воспроизводство и воспитание детей, а мужчина за источник благ и бытовую основу существования семьи, а следовательно, и за семью в целом.
Он — хозяин, блюститель порядка, уклада, ему принадлежит прерогатива принятия решений в семье.
Жена и дети в определенном смысле выступают необходимым условием продолжения жизни мужчины.
Важно, что с этим связано понимание семьи, дома как особой ценности, придающей смысл человеческому существованию, прежде всего мужскому: «мой дом моя крепость», с гордостью говорит европейский мужчина.
Если учесть, что
жена и дети лишены возможности экономической самостоятельности, то и для них семья ценность жизненной стабильности, > «домашний очаг».
С.И.
Голод и А.А.
Клецин кратко описывают этот культурноценностный тип семьи следующим образом: его суть в «незыблемой половозрастной субординации и отсутствии индивидуальной избирательности на всех стадиях семейного цикла», жизненные потребности и интересы здесь сводятся к «внешне устойчивому браку, «домашнему очагу», профессионально незанятой жене, воспроизводству большого числа детей, подчас воспитываемых без особого душевного тепла и т.д.»75 Добавим, социокультурная среда в данном случае характеризуется в основе как сельская, крестьянская или близкая к ней.
Ролевая асимметрия супругов, закрепленная в патриархальном этосе, прослеживается и в культурно-нормативных представлениях мужчин.
Так, по данным сравнительного исследования, проведенного в начале 90-ых (сравнивались молодые супружеские пары в Грузии, России, Польше и США), большинство мужей в Грузии не принимает нормы допустимости внебрачных связей обоих супругов (допустимы только для мужчин).
Представления о том, что только I _______________________ 75 Голод С.И, Клецин Л.А.
Состояние и перспективы развития семьи: теоретико-типологический анализ.
Эмпирическое обоснование.
СПб., 1994-С.4Д

[Back]