любыми средствами снизить их для себя. "Культ" ребенка в семье обусловливался и изменением семейнобрачной стратегии. Появилась свободная личностная избирательность в выборе супруги (супруга), "ухаживание", возросло значение чувственной стороны брака и интимности. По крайней мере, формальное равноправие супругов выдвинуло в качестве гарантии стабильности семьи необходимость стремления к взаимной «адаптации их индивидуальных планов и поведенческих стереотипов» в нескольких нишах взаимодействия — духовной, психологической, сексуальной, информационной, родственной, культурной и бытовой52. Как полагают авторы данной концепции культурно-ценностных семейных типов, дето центристская семья представляет собой довольно сложную структуру взаимоотношений членов отдельной семьи, стабильность которой становится весьма хрупкой под влиянием различных факторов — отчасти духовно-нравственных, культурных, отчасти сексуальных и психологических. Не менее важны и культурно-бытовые условия, размеры семейного дохода, взаимоотношения с родителями супругов, их родственниками. Но главное подобный тип семьи отнюдь не означает стопроцентной реализации культурно-ценностных ориентаций супругов. Имеются в виду социокультурные ожидания относительно детей: излишняя родительская требовательность, чрезмерный контроль за детьми приводят к росту числа дегей-невротиков, подталкивают к девиации, а избыток родительской "щедрости" и чнежности" формируют эгоистические, иждивенческие установки у детей, "мамочкины детки" как носители соответствующей семейно-бытовой культуры впоследствии множат конфликты в своих собственных семьях. В ценностном плане примечательной особенностью данного культурно-ценностного типа семьи выступает, по мнению авторов 52 Голод С.И., Клецин А. А. Состояние и перспективы развития семьи: теоретико-типологический анализ. СПб., 1994 С. 11. 44 |
54 максимально обеспечить им подобающее образование, культурно воспитать в духе соотвествующих системе ценностей, подготовить к престижным или по ^ крайней мере "денежным" профессиям. Такая детерминированная социокультурными условиями установка на концентрацию усилий по воспитанию детей не могла не привести к сокращению количества детей в семье, к доминированию однодетности. Если попытаться взглянуть на семью в более широком контексте, то она становится в условиях возрастающих социокультурных перегрузок, вызванных модернизационными преобразованиями, своего рода защитным механизмом прежде всего детей от возможных трудностей, напряжений. Детоцентристская семья живет в атмосфере ощущения социокультурных опасностей, рисков и ее назначение любыми средствами снизить их для себя. * "Культ" ребенка в семье обусловливался и изменением семейнобрачной стратегии. Появилась свободная личностная избирательность в выборе супруги (супруга), "ухаживание", возросло значение чувственной стороны брака и интимности. По крайней мере, формальное равноправие супругов выдвинуло в качестве гарантии стабильности семьи необходимость стремления к взаимной «адаптации их индивидуальных планов и поведенческих стереотипов» в нескольких нишах взаимодействия — духовной, психологической, сексуальной, информационной, родственной, I культурной и бытовой . Как полагают авторы данной концепции культурно-ценностных семейных типов, детоцентристская семья представляет собой довольно сложную структуру взаимоотношений членов отдельной семьи, стабильность которой становится весьма хрупкой под влиянием различных факторов — отчасти духовно-нравственных, культурных, отчасти сексуальных и психологических. Не менее важны и культурно-бытовые условия (наличие * )п Голод С.И., Клецин А. А. Состояние и перспективы развития семьи: теоретико-типологический анализ. СПб., 1994 С. II. 55 отдельного жилья, бытового комфорта), размеры семейного дохода, взаимоотношения с родителями супругов, их родственниками. Но главное подобный тип семьи отнюдь не означает стопроцентной реализации культурно-ценностных ориентаций супругов. Имеются в виду социокультурные ожидания относительно детей: излишняя родительская требовательность, чрезмерный контроль за детьми приводят к росту числа детей-невротиков, подталкивают к девиации, а избыток родительской "щедрости" и "нежности" формируют эгоистические, иждивенческие установки у детей, "мамочкины детки" как носители соответствующей семейно-бытовой культуры впоследствии множат конфликты в своих собственных семьях. В ценностном плане примечательной особенностью данного культурно-ценностного типа семьи выступает, по мнению авторов концепции, интимность взаимоотношений, трактуемая не в вульгарнообыденном смысле сексуальности, а как культурное ценное экзистенциальное качество, выражаемое в исключительной доверительности, искренности и взаимопонимании. Интимность — как бы глубоко внутренний культурный результат удачности внешнего поведенческого слоя— культурно-ценностной адаптации супругов между собой и с детьми. Она связана с целым комплексом признаков: "это симпатия, расположенность, признательность", привязанность и т.д.79 И с этим можно согласиться, как и с тем, что формирование соответствующей культуры семейной интимности в условиях массового общества со всеми его дегуманизирующими феноменами придает семье особую культурно-экзистенциальную ценность. При этом увеличивается степень драматизма в случае крушения этой ценности по причинам обыденно прозаическим. И.В. Бестужев-Лада справедливо отмечает наиболее массовую основу семейных драм — пьянство, жилищная неустроенность, анахронизм в распределении домашних обязанностей (домашний паразитизм мужа), анахронизм в отношениях между супругами 79 Голод С.И., Клецин А.А. Состояние и перспективы развития семьи С. 16-17. |