Проверяемый текст
Козлова Наталья Шумафовна. Теоретический анализ места и роли семьи в социокультурной реальности (Диссертация 2006)
[стр. 46]

также их представлений о счастье, эстетических и нравственных ценностей.
"Супружество — это личностное взаимодействие мужа и жены, регулируемое моральными принципами и поддерживаемое имманентными ему ценностями (адаптационный синдром, интимность,
автономия)"56.
Наиболее значима для подобного типа ценность автономии каждого члена семьи, т.е.
взаимное признание индивидуальности каждого и ег о права на личностную самореализацию, — своего рода культурная защита, прежде всего, супружества от неизбежной семейной рутины, детей — от излишней опеки и подавления самостоятельности.
Это качество весьма важно для проведения последовательной логики выделения трех культурно-ценностных типов семьи: по культурноценностным доминантам выделены семья мужа, семья детей, семья супругов.
Оно, не являясь безусловным предписанием поведения, каким-то рецептом, лишь возвышает ценность супружества и самого по себе, и в качестве модели нравственных взаимоотношений родителей и детей, что, безусловно,
погружает его в сферу культурных ценностей.
И действительно в обстановке многочисленных разводов задача сохранить любовь и уважение в семье, супружество как предпосылку и основу полноценной семьи, защитить его от стереотипов обезличивания и отчуждения, характерных для массового общества и массовой культуры, отнюдь не проста.
Культурно обусловленная ценность супружества как предпосылка мира и согласия, интимности семейной жизни возрастает многократно.
Но
эго выдвигает и особые культурные требования к человеку, в первую очередь духовно-нравственные.
В понимании этих предпосылок семейной жизни принцип автономии, несомненно, ценен, но, как представляется, его смысл недостаточно раскрыт разработчиками концепции трех культурно-ценностных типов семьи.
Имеется в виду, прежде всего,
обсуждение планов интерпретации этого принципа, совместимости его с той 56 Голод С.И., Клецин А.А.
Состояние и перспективы развития семьи.
С.

19.

46
[стр. 56]

56 (бытовое хамство) , т.е.
соответствующих деформаций в сфере культуры семейной жизни.
Наконец, третий тип — супружеский — наименее стереотипное культурное образование, по мнению разработчиков концепции.
С.И.
Голод не скрывает, что данный тип во многом представлен на Западе, у нас же он 81 только нарождается .
Стратегическая ценность подобного типа заключена не в ценности родства (патриархальный тип), не в ценности деторождения (детоцентристский), а в "свойстве".
Этот термин подчеркивает приоритетность и автономность интересов супругов, отказывающихся безоговорочно подчиняться только интересам детей (идти у них на поводу), а также их представлений о счастье, эстетических и нравственных ценностей.
"Супружество — это личностное взаимодействие мужа и жены, регулируемое моральными принципами и поддерживаемое имманентными ему ценностями (адаптационный синдром, интимность,
автономия)"80 81 82.
Наиболее значима для подобного типа ценность автономии каждого члена семьи, т.е.
взаимное признание индивидуальности каждого и его права на личностную самореализацию, — своего рода культурная защита, прежде всего, супружества от неизбежной семейной рутины, детей — от излишней опеки и подавления самостоятельности.
Это качество весьма важно для проведения последовательной логики выделения трех культурно-ценностных типов семьи: по культурноценностным доминантам выделены семья мужа, семья детей, семья супругов.
Оно, не являясь безусловным предписанием поведения, каким-то рецептом, лишь возвышает ценность супружества и самого по себе, и в качестве модели нравственных взаимоотношений родителей и детей, что, безусловно,
80 Бестужев-Лада И.В.
Россия накануне XXI в., 1904-2004.
От колосса к колапсу и обратно.
М, 1997.
С.
107-108.
81 Голод С.И.
Будущая семья: какова она? (Социально-нравственный аспект).
М., 1990; его же: Моногамная семья: кризис или эволюция? //Социально-политический журнал.-1995.
-№ 6.
82 Голод С.И., Клецин А.А.
Состояние и перспективы развития семьи.
С.
19.

80

[стр.,57]

57 погружает его в сферу культурных ценностей.
И действительно в обстановке многочисленных разводов задача ^ сохранить любовь и уважение в семье, супружество как предпосылку и основу полноценной семьи, защитить его от стереотипов обезличивания и отчуждения, характерных для массового общества и массовой культуры, отнюдь не проста.
Культурно обусловленная ценность супружества как предпосылка мира и согласия, интимности семейной жизни возрастает многократно.
Но
это выдвигает и особые культурные требования к человеку, в первую очередь духовно-нравственные.
В понимании этих предпосылок семейной жизни принцип автономии, несомненно, ценен, но, как представляется, его смысл недостаточно раскрыт разработчиками концепции трех культурно-ценностных типов семьи.
Имеется в виду, прежде всего,
обсуждение планов интерпретации этого принципа, совместимости его с той или иной культурной средой.
С этой точки зрения не вполне удачным представляется несколько облегченное его толкование как «потребности в обособлении» со ссылкой на то, что социокультурные и экономические интересы каждого из супругов разнообразнее семейных и круг значимого общения для каждого из них выходит за рамки супружества83.
Более понятным для объяснения принципа автономии выступает рассмотрение изменения культуры семейных ценностей в широком социокультурном контексте: в общекультурном плане меняются ценностные приоритеты, возвышается ценность человеческой жизни, происходит движение от публичности к приватности, самореализация личности обретает целевой характер.
В результате социокультурных сдвигов, экономической и гражданской эмансипации женщин, тенденции сопровождающие индивидуализацию мужчин (расширение избирательности в семейнобрачном поведении, рост внутренней ответственности за семью и автономии О I от социальных общностей), распространяются на женщин .
) _______________________________ 83 Голод С.И., Клецин А.
А.
Состояние и перспективы развития семьи..
С.

20.
** Там же.

[Back]