нравственной, культурной проблематики семейной жизни, выделения ведущих тенденций в изменчивом многообразии семейных стилей. В культурологическом плане дальнейшие исследования в этом направлении возможны лишь с учетом исторических, национальных особенностей культур, а также с учетом тех тенденций в сфере культурных ценностей, которые обусловлены уровнем и противоречиями современной цивилизации, социокультурной сферой в широком смысле слова. С этой точки зрения нам представляется целесообразным обращение к религиозно-духовным основаниям современной культуры, традиционно сохраняющим свою значимость в определении культурной ценности семьи. 1.2. Культурно-ценностный подход к исследованию современной семьи Кардинальная ломка всех ценностей, подлинных и мнимых, предпринятая в последние годы, затронула суть каждого из нас, всего российского государства. Ныне отбрасываются отжившие ценностные ориентиры и программы, реставрируются другие, транслируемые опытом человечества, рождаются новые ценностные представления. Человеку не диктуется какая-либо идеология, та или иная ценность. Он сам определяет свои ценностные приоритеты. Однако в контексте социальных преобразований, происходящих сегодня в России, этот процесс сложен. Как известно, сегодня человек стоит перед дилеммой: выбрать либо путь, основной ценностью которого является ориентация на все возрастающее материальное производство и потребление, либо путь, основанный на приоритете духовных ценностей. Однако, сказанное не означает, что мы противопоставляем материальные и духовные ценности. Приоритет последних предполагает оценочный подход к материальным ценностям с позиции предназначения 5! человека в жизни. |
67 этого движения, естественно, сказываются на культуре, в том числе семейных отношений. И второе сфера семейных отношений стала предельно приватной, узкой и индивидуально определяемой, замкнутой, что способствовало интенсивному росту Интереса к чувственно-сексуальным сторонам жизни, к "телесности" в противовес духовности, моральности. Эта сфера и в медицинском, и эстетическом и моральном отношениях выдвинула множество сложных проблем, касающихся культурной ценности семейной жизни, секса, эротики и любви, решение которых придется на долю культурного будущего. В качестве итога рассмотрения проблемы типов семейных ценностей можно отметить следующее: эта проблема, на наш взгляд, остается одной из важных в современной дискуссии по вопросам семейно-брачных отношений; ее перспективное осмысление предполагает углубление анализа духовнонравственной, культурной проблематики семейной жизни, выделения ведущих тенденций в изменчивом многообразии семейных стилей. В культурологическом плане дальнейшие исследования в этом направлении возможны лишь с учетом исторических, национальных особенностей культур, а также с учетом тех тенденций в сфере культурных ценностей, которые обусловлены уровнем и противоречиями современной цивилизации, социокультурной сферой в широком смысле слова. С этой точки зрения нам представляется целесообразным обращение к религиозно-духовным основаниям современной культуры, традиционно сохраняющим свою значимость в определении культурной ценности семьи. Рассматривая специфику культурно-ценностного подхода к изучению семьи как культурологического явления можно отметить следующее. Данный подход базируется на знаниях, полученных историей культуры, социальной философией, социологией и другими общественными науками, предполагает практическую направленность этих знаний на поддержание и культивирование ценности семьи в обществе, в формировании взглядов и представлений индивидов. Для реализации этого подхода важное значение |