Это диктует необходимость возрождения культурных и нравственных ценностей, выработанных многовековым человеческим опытом. Именно в этот момент в действие вступает человек, который определяет дальнейший путь развития, основанный на ценностной ориен тации. Вопросам происхождения и функционирования категории "ценность", "ценностные ориентации" уделяют внимание современные социальные и гуманитарные науки, среди которых: философия, социология, психология и другие, каждая из них вносит в эти понятия свою специфическую направленность, что позволяет целостно представить данный феномен. Первоначально "ценность" как категория рассматривалась, с одной стороны, в логике, эстетике и особенно в этике, а с другой стороны в психологии. На рубеже XIX XX вв. складывается новая философская дисциплина теория ценностей или аксиология. «В научной литературе до сих пор зарегистрировано свыше 400 разных определений этого понятия, варьирующих, естественно, в зависимости от научной отрасли, от предпочитаемой данным автором теории акцента в операционализации и измерении64». Традиционно ценность определялась как свойство того или иного общественного предмета, явления удовлетворять потребности, желания, интересы. Но, безусловно, такое понимание, сближающее ценность с полезностью, не может удовлетворить глубинный нравственно философский интерес к исследуемой проблеме. Здесь нас волнует даже не столько определение, сколько форма и возможности социально — философского метода исследования, с помощью которого можно раскрыть суть понятия «ценность» в его историческом и логическом развитии. Поэтому, на наш взгляд, философское рассмотрение следует начать с исследования постановки этой проблемы, этимологичекие корни которой в некоторой степени определяют содержание этого феномена. Такой подход поможет нам определит природу ценностей и их сущность. 52 м 11антич Д. Конфликты ценностей в странах транзиции // Социс. 1997. №6. С.24. |
2.2. Аксиологических подход к изучению семьи (сущность понятия "ценность", "ценностные ориентации" в современных социальных и философских науках) Вопросам происхождения и функционирования категории "ценность", "ценностные ориентации" уделяют внимание современные социальные и гуманитарные науки, среди которых: философия, социология, психология и другие, каждая из них вносит в эти понятия свою специфическую направленность, что позволяет целостно представить данный феномен. Первоначально "ценность" как категория рассматривалась, с одной стороны, в логике, эстетике и особенно в этике, а с другой стороны в психологии. На рубеже ХГХ XX вв. складывается новая философская дисциплина теория ценностей или аксиология. "В научной литературе до сих пор зарегистрировано свыше 400 разных определений этого понятия, варьирующих, естественно, в зависимости от научной отрасли, от предпочитаемой данным автором теории акцента в операционализации и измерении (когда речь идет об эмпирических исследованиях"61. Употребляется понятие "ценность" 1) в повседневном обиходе, обозначая способность вещей и явлений окружающего мира воздействовать на нас таким образом, что они становяться благами, побуждающими людей стремиться к ним и добиваться обладания ими; 2) в политэкономическом смысле обозначая то, благодаря чему вещи обладают общественно признанной стоимостью, вынуждая людей, желающих обладать или пользоваться ими, платить определенную цену, обменивая одни вещи на другие; 3) в философском смысле обозначая самые общие принципы целесообразной деятельности, благодаря которым человек приписывает тем или иным объектам как материального, так и духовного мира 61 Пантич Д. Конфликты ценностей в странах транзиции // Социо. 1997. №6. С.24. 48 |