Употребляется понятие «ценность» 1) в повседневном обиходе, обозначая способность вещей и явлений окружающего мира воздействовать на нас таким образом, что они становятся благами, побуждающими людей стремиться к ним и добиваться обладания ими; 2) в политэкономическом смысле обозначая. то, благодаря чему вещи обладают общественно признанной стоимостью, вынуждая людей, желающих обладать или пользоваться ими, платить определенную цену, обменивая одни вещи на другие; 3) в философском смысле обозначая самые общие принципы целесообразной деятельности, благодаря которым человек приписывает тем или иным объектам как материального, гак и духовного мира практическую значимость, побуждающую его действовать и вести себя определенным образом 63 * 65 66. В самом общем виде ценности имеют три особенности: во-первых, они характеризуются одновременно как объективные и субъективные; во-вторых, все то, что людям представляется положительным, имеет смысл лишь в силу наличия своего антипода; в-третьих, соотношение между противоположностями ограничивается некоторым субъективно определяемым пределом, за которым дискуссия о ценностях теряет свой смысл. Философское же понимание ценности предполагает следующие особенности: «ценность» и «сущность человека» понятия однопорядковые; осознанность ценности; воплощенность ценности в человеческой жизни в той или иной форме; противопоставленность ценности как должного идеала и реальности ("сущего"); включенность ценности в цслеполагающую и 66оценочную деятельность человека . Таким образом, «ценность» многозначное понятие, которое 63 См.: Очерки но истории теоретической социологии XX столетия (от М. 13ебсра к Ю. Хабермасу, от Г. Знммеля к постмодернизму) / Ю.Н. Давыдов, А.Б. Гофман, А.Д. Ковалев и др. М.: Наука, 1994.-380с. 66 Философский словарь. / Кириленко Г.Г., Шевцов Б.В. М. Философское общество «Слово»: ООО «Издательство АСТ», 2002. С.620. 53 |
2.2. Аксиологических подход к изучению семьи (сущность понятия "ценность", "ценностные ориентации" в современных социальных и философских науках) Вопросам происхождения и функционирования категории "ценность", "ценностные ориентации" уделяют внимание современные социальные и гуманитарные науки, среди которых: философия, социология, психология и другие, каждая из них вносит в эти понятия свою специфическую направленность, что позволяет целостно представить данный феномен. Первоначально "ценность" как категория рассматривалась, с одной стороны, в логике, эстетике и особенно в этике, а с другой стороны в психологии. На рубеже ХГХ XX вв. складывается новая философская дисциплина теория ценностей или аксиология. "В научной литературе до сих пор зарегистрировано свыше 400 разных определений этого понятия, варьирующих, естественно, в зависимости от научной отрасли, от предпочитаемой данным автором теории акцента в операционализации и измерении (когда речь идет об эмпирических исследованиях"61. Употребляется понятие "ценность" 1) в повседневном обиходе, обозначая способность вещей и явлений окружающего мира воздействовать на нас таким образом, что они становяться благами, побуждающими людей стремиться к ним и добиваться обладания ими; 2) в политэкономическом смысле обозначая то, благодаря чему вещи обладают общественно признанной стоимостью, вынуждая людей, желающих обладать или пользоваться ими, платить определенную цену, обменивая одни вещи на другие; 3) в философском смысле обозначая самые общие принципы целесообразной деятельности, благодаря которым человек приписывает тем или иным объектам как материального, так и духовного мира 61 Пантич Д. Конфликты ценностей в странах транзиции // Социо. 1997. №6. С.24. 48 пратическую значимость, побуждающую его действовать и вести себя определенным образом62. В самом общем виде ценности имеют три особенности: во-первых, они характеризуются одновременно как объективные и субъективные; во-вторых, все то, что людям представляется положительным, имеет смысл лишь в силу наличия своего антипода; в-третьих, соотношение между противоположностями ограничивается некоторым субъективно определяемым пределом, за которым дискуссия о ценностях теряет свой смысл. Философское же понимание ценности предполагает следующие особенности: "ценность и "сущность человека" понятия однопорядковые; осознанность ценности; воплощенность ценности в человеческой жизни в той или иной форме; противопоставленность ценности как должного идеала и реальности ("сущего"); включенность ценности в целеполагающую и оценочную деятельность человека"63. Таким образом, "ценность" многозначное понятие, которое используется в сфере обыденного сознания, отражая то, что осознается и переживается личностью, как актуальная значимость, как смысл и идеал; ценность характеризует сознание, поведение и цели социальной деятельности. В современной интерпретации социальные ценности это: "значимость явлений и предметов реальной действительности с точки зрения их соответствия или несоответствия потребноегям индивида, социальной группы, общества в целом; социокультурные предпочтения людей по отношению к различным объектам и явлениям, способным удовлетворять потребноеги индивидов, служить их интересам и -целям; нравственные и эстетические императивы, выработанные человеческой культурой и являющиеся продуктами общественного сознания"64. 62 См.: Очерки по истории теоретической социологии XX столетия (от М. Вебера к Ю. Хабермасу, от Г. Зиммеля к постмодернизму) / Ю.Н. Давыдов, А.Б. Гофман, А.Д. Ковалев и др. М.: Наука, 1994. 380с. 6* Философский словарь. Справочник студента / Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. М. Философское общество «Слово»: ООО «Издательство АСТ», 2002. С.620. 64 Словарь социально-гуманитарных терминов / Под общ. ред. А.Л. Айзенштадта. Минск: Тесей, 1999. 320с.С.183. 49 |