Проверяемый текст
Федулова Анна Борисовна. Семья и семейные ценности (Диссертация 2003)
[стр. 55]

В современной же интерпретации ценности это: «значимость явлений и предметов реальной действительности с точки зрения их соответствия или несоответствия потребностям индивида, социальной группы, общества в целом; социокультурные предпочтения людей по отношению к различным объектам и явлениям, способным удовлетворять потребности индивидов, служить их интересам и целям; нравственные и эстетические императивы, выработанные человеческой культурой и являющиеся продуктами общественного сознания»69.
Являясь продуктом жизнедеятельности общества и социальных групп, ценности занимают особое место в структуре личности каждого конкретного субъекта, связаны с реальной деятельностью человека, формулируются как идеалы, жизненные цели, модели должного, задающие спектр параметров желаемых преобразований действительности.
Подходы к классификации ценностей многообразны.
Наиболее часто называют такие их группы: этические, эстетические, экономические, индивидуальные, групповые, общечеловеческие, социальные, политические, духовные, физиологические, экологические, биологические; вечные, постоянные, временные, переменные.
«С формальной точки зрения ценности делятся на позитивные и негативные (малоценность, отсутствие ценности); на относительные и абсолютные; на субъективные и объективные.
По содержанию различаются вещные ценности, логические, этические и
эстетические»70.
Также возможно деление ценностей на предметные и субъектные, которые выступают своего рода двумя полюсами ценностного отношения человека к миру.
Первые как его объекты (предметы потребности и интереса, в виде устремлений, почитания, предпочтений, одобрения и осуждения), а вторые как выражение того же отношения со стороны субъекта, в которых
69 Словарь социально-гуманитарных терминов / Под общ.
ред.
А.Л.

Анзенштадта.
Минск: Тесей, 55 1999.
320с.
С.183.
[стр. 49]

пратическую значимость, побуждающую его действовать и вести себя определенным образом62.
В самом общем виде ценности имеют три особенности: во-первых, они характеризуются одновременно как объективные и субъективные; во-вторых, все то, что людям представляется положительным, имеет смысл лишь в силу наличия своего антипода; в-третьих, соотношение между противоположностями ограничивается некоторым субъективно определяемым пределом, за которым дискуссия о ценностях теряет свой смысл.
Философское же понимание ценности предполагает следующие особенности: "ценность и "сущность человека" понятия однопорядковые; осознанность ценности; воплощенность ценности в человеческой жизни в той или иной форме; противопоставленность ценности как должного идеала и реальности ("сущего"); включенность ценности в целеполагающую и оценочную деятельность человека"63.
Таким образом, "ценность" многозначное понятие, которое используется в сфере обыденного сознания, отражая то, что осознается и переживается личностью, как актуальная значимость, как смысл и идеал; ценность характеризует сознание, поведение и цели социальной деятельности.
В современной интерпретации социальные ценности это: "значимость явлений и предметов реальной действительности с точки зрения их соответствия или несоответствия потребноегям индивида, социальной группы, общества в целом; социокультурные предпочтения людей по отношению к различным объектам и явлениям, способным удовлетворять потребноеги индивидов, служить их интересам и -целям; нравственные и эстетические императивы, выработанные человеческой культурой и являющиеся продуктами общественного сознания"64.
62 См.: Очерки по истории теоретической социологии XX столетия (от М.
Вебера к Ю.
Хабермасу, от Г.
Зиммеля к постмодернизму) / Ю.Н.
Давыдов, А.Б.
Гофман, А.Д.
Ковалев и др.
М.: Наука, 1994.
380с.
6* Философский словарь.
Справочник студента / Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В.
М.
Философское общество «Слово»: ООО «Издательство АСТ», 2002.
С.620.
64 Словарь социально-гуманитарных терминов / Под общ.
ред.
А.Л.

Айзенштадта.
Минск: Тесей, 1999.
320с.С.183.
49

[стр.,50]

Являясь продуктом жизнедеятельности общества и социальных групп, ценности занимают особое место в структуре личности каждого конкретного субъекта, связаны с реальной деятельностью человека, формулируются как идеалы, жизненные цели, модели должного, задающие спектр параметров желаемых преобразований действительности.
Подходы к классификации ценностей многообразны.
Наиболее часто называют такие их группы: этические, эстетические, экономические, индивидуальные, групповые, общечеловеческие, социальные, политические, духовные, физиологические, экологические, биологические; вечные, постоянные, временные, переменные.
"С формальной точки зрения ценности делятся на позитивные и негативные (малоценность, отсутствие ценности); на относительные и абсолютные; на субъективные и объективные.
По содержанию различаются вещные ценности, логические, этические и
эстетические"65.
Также возможно деление ценностей на предметные и субъектные, которые выступают своего рода двумя полюсами ценностного отношения человека к миру.
Первые как его объекты (предметы потребности и интереса, в виде устремлений, почитания, предпочтений, одобрения и осуждения), а вторые как выражение того же отношения со стороны субъекта, в которых
интересы и потребности переведены на язык идеального, мыслимого и представляемого.
В связи с этим, предметные ценности являются объектами оценки и предписания, а субъектные способом и критерием этих оценок и предписания.
"К предметным ценностям относят: естественное благо и зло, заключенные в природных богатствах стихийных бедствиях; потребительную стоимость продуктов труда (полезность вообще); социальные благо и зло, содержащееся в общественных явлениях; прогрессивное или реакционное значение исторических событий; культурное наследие прошлого, выступающее в виде предметов богатства современников; полезный эффект или теоретическое значение научной истины; моральные добро и зло, заключенные в действиях 65 Философский энциклопедический словарь.
М.: ИНФРА М„ 1999.
С.507.
50

[Back]