интересы и потребности переведены на язык идеального, мыслимого и представляемого. В связи с этим, предметные ценности являются объектами оценки и предписания, а субъектные способом и критерием этих оценок и предписания. ' «К предметным ценностям относят: естественное благо и зло, заключенные в природных богатствах стихийных бедствиях; потребительную стоимость продуктов труда (полезность вообще); социальные благо и зло, содержащееся в общественных явлениях; профессивное или реакционное значение исторических событий; культурное наследие прошлого, выступающее в виде предметов богатства современников; полезный эффект или теоретическое значение научной истины; моральные добро и зло, заключенные в действиях людей; эстетические характеристики природных и общественных объектов и произведений искусства; предметы религиозного поклонения»'1. Субъектными ценностями выступают «общественные установки и оценки, императивы и запреты, цели и проекты, выраженные в форме нормативных представлений (о добре и зле, справедливости, прекрасном и безобразном, о смысле истории и назначения человека, идеалы, нормы и принципы действия)»71 72. Каждая исторически конкретная общественная форма характеризуется специфическим набором и иерархией ценностей, система которых выступает в качестве наиболее высокого уровня социальной регуляции. Ценностные системы формируются и трансформируются в историческом развитии общества. Ценность всегда была предметом исследования философского размышления, но как предмет исследования особого раздела философского знания аксиологии, как самостоятельная философская проблема, стала 71 Философский энциклопедический словарь. М.: ИНФРА М., 1999. С.507. 71 Философская энциклопедия: В 5-и г. Т.4. М.: Советская энциклопедия, 1960. С.462. 72 Там же.С.462. 56 |
Являясь продуктом жизнедеятельности общества и социальных групп, ценности занимают особое место в структуре личности каждого конкретного субъекта, связаны с реальной деятельностью человека, формулируются как идеалы, жизненные цели, модели должного, задающие спектр параметров желаемых преобразований действительности. Подходы к классификации ценностей многообразны. Наиболее часто называют такие их группы: этические, эстетические, экономические, индивидуальные, групповые, общечеловеческие, социальные, политические, духовные, физиологические, экологические, биологические; вечные, постоянные, временные, переменные. "С формальной точки зрения ценности делятся на позитивные и негативные (малоценность, отсутствие ценности); на относительные и абсолютные; на субъективные и объективные. По содержанию различаются вещные ценности, логические, этические и эстетические"65. Также возможно деление ценностей на предметные и субъектные, которые выступают своего рода двумя полюсами ценностного отношения человека к миру. Первые как его объекты (предметы потребности и интереса, в виде устремлений, почитания, предпочтений, одобрения и осуждения), а вторые как выражение того же отношения со стороны субъекта, в которых интересы и потребности переведены на язык идеального, мыслимого и представляемого. В связи с этим, предметные ценности являются объектами оценки и предписания, а субъектные способом и критерием этих оценок и предписания. "К предметным ценностям относят: естественное благо и зло, заключенные в природных богатствах стихийных бедствиях; потребительную стоимость продуктов труда (полезность вообще); социальные благо и зло, содержащееся в общественных явлениях; прогрессивное или реакционное значение исторических событий; культурное наследие прошлого, выступающее в виде предметов богатства современников; полезный эффект или теоретическое значение научной истины; моральные добро и зло, заключенные в действиях 65 Философский энциклопедический словарь. М.: ИНФРА М„ 1999. С.507. 50 людей; эстетические характеристики природных и общественных объектов и произведений искусства; предметы религиозного поклонения”66. Субъектными ценностями выступают "общественные установки и оценки, императивы и запреты, цели и проекты, выраженные в форме нормативных представлений (о добре и зле, справедливости, прекрасном и безобразном, о смысле истории и назначения человека, идеалы, нормы и принципы действия)”67. Каждая исторически конкретная общественная форма характеризуется специфическим набором и иерархией ценностей, система которых выступает в качестве наиболее высокого уровня социальной регуляции. Ценностные системы формируются и трансформируются в историческом развитии общества. Ценность всегда была предметом исследования философского размышления, но как предмет исследования особого раздела философского знания аксиологии, как самостоятельная философская проблема, стала оформляться в середине XIX века. Для данного периода было характерно то, что "философия раскрылась в своей подлинной (смысложизненной и провидческой) сути. Она произвела переоценку ценностей и попыталась найти безболезненный (культурно-ценностный) выход”68. Вместе с тем, ценностные категории возникали и развивались на предшествующих этапах развития философской мысли, прежде чем выйти на первых план в соответствующей социокультурной ситуации. Возведение понятия ценности в ранг философской категории связано с философией Р.Г. Лотце, опубликовавшего трехтомник "Микрокосмос” (18561864)69 *. Термин "аксиология” (греч. ахюз ценный, 1о§оз понятие, учение) вошел в оборот в начале XX века, впервые был применен французским философом Я. Лапи и немецким философом Э. Гартманом70, которые обозначили данным термином новый, ставший, в последствии самостоятельным, раздел философии, занимающийся ценностной проблематикой. 66 Философская энциклопедия: В 5-и т. Т.4. М.: Советская энциклопедия, 1960. С.462. 67 Там же. С.462. 68 Выжлецов Г.П. Аксиология: становление и основные этапы развития // Социально политический журнал. 1995. №6. С.63. 69 См.: Лотце Г. Микрокосмос. М., 1866. 0 См.: Философская энциклопедия: В 5-и т. Т.1. М.: Советская энциклопедия, 1960. 51 |