Проверяемый текст
Федулова Анна Борисовна. Семья и семейные ценности (Диссертация 2003)
[стр. 57]

оформляться в середине XIX века.
Для данного периода было характерно то, что «философия раскрылась в своей подлинной (смысложизненной и провидческой) сути.
Она произвела переоценку ценностей и попыталась найти безболезненный (культурно-ценностный)
выход»'3.
Вместе с тем, ценностные категории возникали и развивались на предшествующих этапах развития философской мысли, прежде чем выйти на первых план в соответствующей социокультурной ситуации.
Возведение понятия ценности в ранг философской категории связано с философией Р.Г.
Лотце, опубликовавшего трехтомник "Микрокосмос" (18561864)*
74 75 76.
Термин "аксиология" (греч.
ахюз ценный, 1о&оя понятие, учение) -вошел в оборот в начале XX века, впервые был применен французским философом П.
Лапи и немецким философом Э.
Гартманом7', которые обозначили данным термином новый, ставший, в последствии самостоятельным, раздел философии, занимающийся ценностной проблематикой.

Аксиология разрабатывается различными учениями и «характеризуется следующими основными чертами: идеалистическим пониманием общественных явлений; отрицанием обществознания как науки, исследующей объективные закономерности развития общественного бытия и общественного сознания; апологией идейно политических, культурных и иных
ценностей»'6.
Её как философскую дисциплину интересуют характеристики, структуры и иерархии ценностного мира, способы его познания и онтологический статус, природа и специфика ценностных суждений; а в более широком смысле весь спектр социальной, художественной и религиозной практики, человеческой цивилизации и 7 Выжлсцов Г.П.
Аксиология: становление и основные этапы развития // Социально политический журнал.
-1995.
№6.
С.63.

74 Лотце Г.
Микрокосмос.
М., 1866.
75 См.: Философская энциклопедия: В 5-м т.
Т.1.
М.: Советская энциклопедия, 1960.

76 Там же.
57
[стр. 51]

людей; эстетические характеристики природных и общественных объектов и произведений искусства; предметы религиозного поклонения”66.
Субъектными ценностями выступают "общественные установки и оценки, императивы и запреты, цели и проекты, выраженные в форме нормативных представлений (о добре и зле, справедливости, прекрасном и безобразном, о смысле истории и назначения человека, идеалы, нормы и принципы действия)”67.
Каждая исторически конкретная общественная форма характеризуется специфическим набором и иерархией ценностей, система которых выступает в качестве наиболее высокого уровня социальной регуляции.
Ценностные системы формируются и трансформируются в историческом развитии общества.
Ценность всегда была предметом исследования философского размышления, но как предмет исследования особого раздела философского знания аксиологии, как самостоятельная философская проблема, стала оформляться в середине XIX века.
Для данного периода было характерно то, что "философия раскрылась в своей подлинной (смысложизненной и провидческой) сути.
Она произвела переоценку ценностей и попыталась найти безболезненный (культурно-ценностный)
выход”68.
Вместе с тем, ценностные категории возникали и развивались на предшествующих этапах развития философской мысли, прежде чем выйти на первых план в соответствующей социокультурной ситуации.
Возведение понятия ценности в ранг философской категории связано с философией Р.Г.
Лотце, опубликовавшего трехтомник "Микрокосмос” (18561864)69 *.

Термин "аксиология” (греч.
ахюз ценный, 1о§оз понятие, учение) вошел в оборот в начале XX века, впервые был применен французским философом Я.
Лапи и немецким философом Э.
Гартманом70, которые обозначили данным термином новый, ставший, в последствии самостоятельным, раздел философии, занимающийся ценностной проблематикой.

66 Философская энциклопедия: В 5-и т.
Т.4.
М.: Советская энциклопедия, 1960.
С.462.
67 Там же.
С.462.
68 Выжлецов Г.П.
Аксиология: становление и основные этапы развития // Социально политический журнал.
1995.
№6.
С.63.

69 См.: Лотце Г.
Микрокосмос.
М., 1866.
0 См.: Философская энциклопедия: В 5-и т.
Т.1.
М.: Советская энциклопедия, 1960.

51

[стр.,52]

Аксиология разрабатывается различными учениями и "характеризуется следующими основными чертами: идеалистическим пониманием общественных явлений; отрицанием обществознания как науки, исследующей объективные закономерности развития общественного бытия и общественного сознания; апологией идейно политических, культурных и иных ценностей"'1.
Центральное понятие аксиологии, определяющее предмет ее изучения, понятие "ценности".
Ценность, согласно аксиологии, теологическая, нормативная категория, объемлющая все, что может быть целью, идеалом, предметом влечения, стремления, интереса.
Аксиологию как философскую дисциплину интересуют характеристики, структуры и иерархии ценностного мира, способы его познания и онтологический статус, природа и специфика ценностных суждений; а в более широком смысле весь спектр социальной, художественной и религиозной практики, человеческой цивилизации и культуры в целом.
Разработка проблемы ценности долгое время оставалась своего рода монополией зарубежной философии.
Сформировавшаяся в начале нашего столетия как определенное направление на основе неокантианских учений (В.
Виндельбанд.
Г.
Риккерт), она получила широкое распространение в трудах западноевропейских ученых (М.
Шелер.
Я.
Гартман.
Д.
Льюи, Р.Б.
Перри, С.
Пен ер, М.
Вебер.
Э.
Дюркгейм, Т.
Парсонс.
Ф.
Знанеикий и др.) Исходным пунктом развития аксиологии послужило кантовское противопоставление теоретического и практического разума и признание автономии и примата практического разума по отношению к теоретическому; признание решающей роли в процессе познания оценочного момента, ставящего его в зависимость от направленности человеческой воли.
Это явилось основой для неокантианской теории ценностей, разработанной баденской школой Виндельбанд.
Г.
Риккерт) .
Именно баденская школа во многом послужила началом развития аксиологии как философской дисциплины.
* 72 7Там же.
С.ЗО.
72 См., например, Виндельбанд В.
Избранное: Дух и история.
М.: Юрист, 1995.
687с.; Риккерт Г.
Науки о природе и науки о культуре.
СПб., 1991; Риккерт Г.
Философия жизни.
Мн.: Харвест, М.: АСТ, 2000.
240с.
52

[Back]