Проверяемый текст
Федулова Анна Борисовна. Семья и семейные ценности (Диссертация 2003)
[стр. 58]

культуры в целом.
Разработка проблемы ценности долгое время оставалась своего рода монополией зарубежной философии.
Сформировавшаяся в начале нашего столетия как определенное направление на основе неокантианских учений (В.
Виндельбанд, Г.
Риккерт), она получила широкое распространение в трудах западноевропейских ученых (М.
Шелер,
Н.
Гаутман, Р.Б.
Перри, С.
Пепер, М.
Вебер, Э.
Дюркгейм, Т.
Парсонс.
Ф.

Знанецкий и др.) Исходным пунктом развития аксиологии послужило кантовское противопоставление теоретического и практического разума и признание автономии и примата практического разума по отношению к теоретическому; признание решающей роли в процессе познания оценочного момента, ставящего его в зависимость от направленности человеческой воли.
Это явилось основой для неокантианской теории ценностей, разработанной баденской школой (В.

Виндельбанд, Г.
Риккерт)77.
Именно баденская школа во многом послужила началом развития аксиологии как философской дисциплины.

Неокантианцы пытаются обосновать понятие ценности как центральное понятие философии, требуют преобразования философии, освобождения от позитивистских тенденций.
Исходя из идеи Канта о философии, как науки, призванной критически исследовать формы познания, Виндельбанд отрывает ее от изучения реального мира и вводит в трансцендентную сферу должного, нормативного, осуществляющего свою власть над разумом индивидуума и его поведением.
'Рассмотрение философии как учения о ценностях дало неокантианцам повод для противопоставления
се всем другим наукам.
Необходимость и законность данного противопоставления Виндельбанд видит в существовании двух типов высказываний: суждений и оценок.
Исходя из
77 См., например, Виндельбанд В.
Избранное: Дух и история.
М.: Юрист, 1995.
687с; Риккерт Г.
Науки о природе и науки о культуре.
СПб., 1991; Риккерт Г.
Философия жизни.
Мн.: Харвест, М.: АСТ, 2000.
240с.

58
[стр. 52]

Аксиология разрабатывается различными учениями и "характеризуется следующими основными чертами: идеалистическим пониманием общественных явлений; отрицанием обществознания как науки, исследующей объективные закономерности развития общественного бытия и общественного сознания; апологией идейно политических, культурных и иных ценностей"'1.
Центральное понятие аксиологии, определяющее предмет ее изучения, понятие "ценности".
Ценность, согласно аксиологии, теологическая, нормативная категория, объемлющая все, что может быть целью, идеалом, предметом влечения, стремления, интереса.
Аксиологию как философскую дисциплину интересуют характеристики, структуры и иерархии ценностного мира, способы его познания и онтологический статус, природа и специфика ценностных суждений; а в более широком смысле весь спектр социальной, художественной и религиозной практики, человеческой цивилизации и культуры в целом.
Разработка проблемы ценности долгое время оставалась своего рода монополией зарубежной философии.
Сформировавшаяся в начале нашего столетия как определенное направление на основе неокантианских учений (В.
Виндельбанд.
Г.
Риккерт), она получила широкое распространение в трудах западноевропейских ученых (М.
Шелер.

Я.
Гартман.
Д.
Льюи, Р.Б.
Перри, С.
Пен ер, М.
Вебер.
Э.
Дюркгейм, Т.
Парсонс.
Ф.

Знанеикий и др.) Исходным пунктом развития аксиологии послужило кантовское противопоставление теоретического и практического разума и признание автономии и примата практического разума по отношению к теоретическому; признание решающей роли в процессе познания оценочного момента, ставящего его в зависимость от направленности человеческой воли.
Это явилось основой для неокантианской теории ценностей, разработанной баденской школой Виндельбанд.
Г.
Риккерт) .
Именно баденская школа во многом послужила началом развития аксиологии как философской дисциплины.
*
72 7Там же.
С.ЗО.
72 См., например, Виндельбанд В.
Избранное: Дух и история.
М.: Юрист, 1995.
687с.; Риккерт Г.
Науки о природе и науки о культуре.
СПб., 1991; Риккерт Г.
Философия жизни.
Мн.: Харвест, М.: АСТ, 2000.
240с.

52

[стр.,53]

Неокантианцы пытаются обосновать понятие ценности как центральное понятие философии, требуют преобразования философии, освобождения от позитивистских тенденций.
Исходя из идеи Канта о философии, как науки, призванной критически исследовать формы познания, Виндельбанд отрывает ее от изучения реального мира и вводит в трансцендентную сферу должного, нормативного, осуществляющего свою власть над разумом индивидуума и его поведением.
Рассмотрение философии как учения о ценностях дало неокантианцам повод для противопоставления
ее всем другим наукам.
Необходимость и законность данного противопоставления Виндельбанд видит в существовании двух типов высказываний: суждений и оценок.
Исходя из
разделения данных понятий, Виндельбанд приходит к доказательству существования области идеального долженствования, являющегося миром ценностей.
Его аргументы сводятся к тому, что из суждения вытекает реальное, факт, бытие, а из оценки идеальное, ценность, долженствование.
Данную идею развивает Г.
Риккерт, понятие ценности становиться центральным в его теории, и играет роль основного термина в изложении его концепции, в отличие от Виндельбанда, который широко использует понятие "ценность", но не выделяет как основной философский термин, заменяет категориями "норма", "абсолютная оценка", "всеобщий закон".
С точки зрения Риккерта, ценность это нечто трансцендентное по отношению к бытию, что не может быть понято в пределах реальности; это "трансцендентная область значений логических, этических и эстетических суждений, истинность которых не зависит от реальности и подчиняется только требованию всеобщности и общезначимости" .
Критерием различения значимости (ценности) и бытия Риккерт называет понятие отрицания.
Таким образом, для аксиологического трансцендентализма ценность это идеальное бытие или бытие нормы, идеала, которое имеет самостоятельную по отношению к человеческому бытию сферу существования.
Ценности, в рамках данной теории, не обнаруживают свое бытие в рамках человеческого 53

[Back]