разделения данных понятий, Виндельбанд приходит к доказательству существования области идеального долженствования, являющегося миром ценностей. Нго аргументы сводятся к тому, что из суждения вытекает реальное, факт, бытие, а из оценки идеальное, ценность, долженствование. Данную идею развивает Г. Риккерт, понятие ценности становиться центральным в его теории, и играет роль основного термина в изложении его концепции, в отличие от Виндельбанда, который широко использует понятие «ценность», но не выделяет как основной философский термин, заменяет категориями «норма», «абсолютная оценка», «всеобщий закон». С точки зрения Риккерта, ценность это нечто трансцендентное по отношению к бытию, что не может быть понято в пределах реальности; эго «трансцендентная область значений логических, этических и эстетических суждений, истинность которых не зависит от реальности и подчиняется только требованию всеобщности и общезначимости»78. Критерием различения значимости (ценности) и бытия Риккерт называет понятие отрицания. Таким образом, для аксиологического трансцендентализма ценность это идеальное бытие или бытие нормы, идеала, которое имеет самостоятельную по отношению к человеческому бытию сферу существования. Ценности, в рамках данной теории, не обнаруживают свое бытие в рамках человеческого существования, они могут быть лишь открыты человеком, который в свою очередь может приобщиться или не приобщиться к ним. С одной стороны, эти «надисторические абсолютные ценности» находят свое выражение в нравственных, политических, эстетических и религиозных идеалах, которыми руководствуются люди. С другой стороны, через эти идеалы они как бы связываются с идеальным миром вневременных абсолютных ценностей. Ценностный подход также связан с именем немецкого социолога М. 7Ь Рудельсон Е.А. Неокантианское умение о ценностях (Оренбургская школа) // Проблема ценности в философии / Под ред. А.Г. Харчева. М., Л.: Наука, 1966. С. 137. 59 |
Неокантианцы пытаются обосновать понятие ценности как центральное понятие философии, требуют преобразования философии, освобождения от позитивистских тенденций. Исходя из идеи Канта о философии, как науки, призванной критически исследовать формы познания, Виндельбанд отрывает ее от изучения реального мира и вводит в трансцендентную сферу должного, нормативного, осуществляющего свою власть над разумом индивидуума и его поведением. Рассмотрение философии как учения о ценностях дало неокантианцам повод для противопоставления ее всем другим наукам. Необходимость и законность данного противопоставления Виндельбанд видит в существовании двух типов высказываний: суждений и оценок. Исходя из разделения данных понятий, Виндельбанд приходит к доказательству существования области идеального долженствования, являющегося миром ценностей. Его аргументы сводятся к тому, что из суждения вытекает реальное, факт, бытие, а из оценки идеальное, ценность, долженствование. Данную идею развивает Г. Риккерт, понятие ценности становиться центральным в его теории, и играет роль основного термина в изложении его концепции, в отличие от Виндельбанда, который широко использует понятие "ценность", но не выделяет как основной философский термин, заменяет категориями "норма", "абсолютная оценка", "всеобщий закон". С точки зрения Риккерта, ценность это нечто трансцендентное по отношению к бытию, что не может быть понято в пределах реальности; это "трансцендентная область значений логических, этических и эстетических суждений, истинность которых не зависит от реальности и подчиняется только требованию всеобщности и общезначимости" . Критерием различения значимости (ценности) и бытия Риккерт называет понятие отрицания. Таким образом, для аксиологического трансцендентализма ценность это идеальное бытие или бытие нормы, идеала, которое имеет самостоятельную по отношению к человеческому бытию сферу существования. Ценности, в рамках данной теории, не обнаруживают свое бытие в рамках человеческого 53 существования, они могут быть лишь открыты человеком, который в свою очередь может приобщиться или не приобщиться к ним. С одной стороны, эти "надисторические абсолютные ценности" находят свое выражение в нравственных, политических, эстетических и религиозных идеалах, которыми руководствуются люди. С другой стороны, через эти идеалы они как бы связываются с идеальным миром вневременных абсолютных ценностей. Своеобразие ценностей как особых объектов служит для неокантианцев основанием разделения наук о природе и наук о культуре. Для первых характерно изучение реальности, для вторых отнесение своих объектов к ценностям. Смысл и значение ценностей с точки зрения представителей баденской школы, определяется тем, насколько они индивидуальны, неповторимы и обладают общезначимостью, поэтому рассматриваются как продуты творческой активности, значение которой измеряется ее удаленностью от реальности. Таким образом, неокантианство дает начало одной из характерных черт западноевропейских теорий: рассмотрения аксилогии в качестве элемента теории познания. Принцип "отнесения к ценности", разработанный Риккертом, он считал важнейшим в процессе образования идиографических, т.е. индивидуализирующих, понятий и суждений, играющих определенную роль в историческом познании. Исследователь, руководствующийся данным методом (идиографическим) выясняет, имеет ли индивидуальность объекта какое-либо значение для ценностей, к которым он ее относит, а если имеет, то благодаря чему. Отнесение к ценности позволяет отличить индивидуальность объекта, значимую в данном контексте, от той, что не имеет значение, отделив гем самым существенное от несущесз венного. Ценностный подход также связан с именем немецкого социолога М. Вебера73 74, который считал, что человеческое поведение только тогда является 73 Рудельсон Е.А. Неокантианское учение о ценностях (Фрейбургская школа) // Проблема ценности в философии / Под ред. А.Г. Харчева. М., Л.: Наука, 1966. С.137. 74 См., например, Вебер М. Основные социологические понятия // Вебер М. Избранные произведения: Пер. с нем. М.: Прогресс, 1990. 808с., Вебер М. «Объективность» 54 |