Проверяемый текст
Федулова Анна Борисовна. Семья и семейные ценности (Диссертация 2003)
[стр. 63]

только по своему социальному значению, но и с точки зрения функциональных связей с действиями индивида, в этой связи «все ценностные стандарты, рассматриваемые в связи с мотивацией, имеют оценочный характер»; ценностная ориентация может быть расчленена на три вида: «когнитивные, оценочные и моральные стандарты ценносгой ориентации» .
В отечественной науке роль и место теории ценностей были определены в 60-е годы в марксистской философии, где обозначились перспективы ее (теории ценностей) развития в единстве гносеологического, социологического, психологического и педагогического аспектов.
В исследованиях ученых В.А.
Висиленко, С.Ф.
Анисимова, А.Г.
Здравомыслова, Т.П.
Выжлецова, Л.П.
Буевой, М.С.
Кагана и др.86 оформился категориальный аппарат, который
включает понятия «ценность», «ценностное отношение», «оценка», «ценностные ориентации».
Философы утверждают, что научная необходимость категории «ценность» возникает тогда, когда встает вопрос о личности и окружающей ее материальной и духовной сфере, а шире о соотношении деятельности субъекта (будь то личности, группа, класс, нация) в тех объективных условиях, в которых он действует.
Решая проблему «субъект объект», можно идти от второго к первому и, наоборот, о первого ко второму.
В том случае, если исследователь, двигается от субъекта к объекту и во главу угла
8$ Там же.
С.
456.
** См., например, Василенко В.А.
Ценность и ценностные отношения
И Проблема ценности в философии I Под рсд.
А.Г.
Харчсва.
М., Л.: Наука, 1966.
261с; Анисимов С.Ф., Смоленцев Ю.М., Разин А.В.
и др.
Ценности реальные и мнимые.
М.: Изд-во Моек, ун-та, 1994.
176с; Здравомыслов А.Г., Ядов В.А.
Отношение к труду и ценностные ориентации личности // Социология в СССР; В 2-х томах.
Т.2.
/ Ред.
сост.
Г.В.
Осипов.
М.: Мысль, 1966.
511с; Здравомыслов А.Г.
Потребности.
Интересы.
Ценности.
М.: Политиздат, 1986.

223с; Каган М.С.
О месте науки в системе культуры // Наука и культура.
М: Наука, 1984.
С.
17-35; Каган М.С, Эткинд А.М.
Общение как ценность и как творчество // Вопросы психологии.
1988.
№4; Выжлецов
Г.Г1.
Духовные ценности и судьба России // Социально-политический журнал.
1994.
№3-6.

63
[стр. 59]

В дальнейшем, в структурно-функциональном анализе Т.
Парсонса80 понятие ценности приобрело обобщенно методологический смысл как средство выявления социальных связей и функционирования социальных институтов.
Ценности, по Парсонсу, представляют общие взгляды людей в отношении нематериальных понятий; а также высшие принципы, обеспечивающие согласие в малых группах и в обществе.
Поскольку, как отмечает Парсонс, "ценности являются скорее культурными, а не личностными характеристиками, постольку они оказываются общепринятыми.
Даже если они у индивида идиосинкразичны, то все же благодаря своему происхождению они определяются в связи с принятой культурной традицией; их своеобразие состоит в специфических отклонениях от общей традиции"81.
Парсонс считает, что ценностные стандарты могут быть определены не только по своему социальному значению, но и с точки зрения функциональных связей с действиями индивида, в этой связи "все ценностные стандарты, рассматриваемые в связи с мотивацией, имеют оценочный характер"; ценностная ориентация может быть расчленена на три вида: "когнитивные, оценочные и моральные стандарты ценностей ориентации"82.
В отечественной науке роль и место теории ценностей были определены в 60-е годы в марксистской философии, где обозначились перспективы ее (теории ценностей) развития в единстве гносеологического, социологического, психологического и педагогического аспектов.
В исследованиях ученых В.А.
Висиленко.
С.Ф.
Анисимова, А.Г.
Здравомыслова.

Г.П.
Выжлецова, Л.П.
83 Буевой, МшС.
Кагана и др.
оформился категориальный аппарат, который
1 См., например, Парсонс Т.
Система координат действия и общая теория систем действия: культура, личность и место социальных систем // Американская социологическая мысль: Тексты / Под ред.
В.И.
Добренькова.
М.: МГУ, 1994.
496с.
81 Там же.
-С.456.
Там же.
С.456.
81 См., например, Василенко В.А.
Ценность и ценностные отношения //
Проблема ценности в философии / Под ред.
А.Г.
Харчева.
М., Л.: Наука, 1966.
261с.; Анисимов С.Ф., Смоленцев Ю.М., Разин А.В.
и др.
Ценности реальные и мнимые.
М.: Изд-во Моек, ун-та, 1994.
176с.; Здравомыслов А.Г., Ядов В.А.
Отношение к труду и ценностные ориентации личности // Социология в СССР: В 2-х томах.
Т.2.
/ Ред.
сост.
Г.В.
Осипов.
М.: Мысль, 1966.
511с.; Здравомыслов А.Г.
Потребности.
Интересы.
Ценности.
М.: Политиздат, 1986.

59

[стр.,60]

включает понятия "ценность", "ценностное отношение", "оценка", "ценностные ориентации".
Философы утверждают, что научная необходимость категории "ценность" возникает тогда, когда встает вопрос о личности и окружающей ее материальной и духовной сфере, а шире о соотношении деятельности субъекта (будь то личности, группа, класс, нация) в тех объективных условиях, в которых он действует.
Решая проблему "субъект объект", можно идти от второго к первому и, наоборот, о первого ко второму.
В том случае, если исследователь, двигается от субъекта к объекту и во главу угла
ставиться реакция субъекта на отражение, степень соответствия объекта потребностям и целям субъекта, это есть О А ценностый подход .
Содержание понятия "ценность" большинство ученых характеризует через выделение характеристик, свойственных так или иначе формам общественного сознания: значимость, нормативность, полезность, целесообразность.
Утверждается, что возникновение ценности связано, с одной стороны, с предметами, явлениями, их свойствами, потребностями общества и человека.
С другой стороны ценность выступает как суждение, связанное с оценкой существующего предмета, явления обществом и человеком.
При этом подчеркивается, что ценность выступает своего рода формой проявления отношений между субъектом и объектом.
Только тогда, когда мы рассматриваем общественное бытие человека в аспекте объект субъектного отношения, мы можем зафиксировать явление ценности.
В последнее десятилетие происходит интенсивное развитие аксиологического подхода.
Он становиться органическим и необходимым компонентом осмысления устойчивого социального развития (В.И.
Бойко, Ю.М.
Плюсы ин, Г.П.
Выжлецов).
проблемы взаимодействия познания и ценностного сознания (М.С.
Каган, Н.С.
Розов), изучение феноменологии ценностных систем * 84 223с.; Каган М.С.
О месте науки в системе культуры // Наука и культура.
М.: Наука, 1984.
С.17-35; Каган М.С., Эткинд А.М.
Общение как ценность и как творчество // Вопросы психологии.
1988.
№4; Выжлецов
Г.П.
Духовные ценности и судьба России // Социальнополитический журнал.
1994.
№3-6.

84 См.: Харчев А.Г.
Искусство как ценность // Проблема ценности в философии / Под ред.
А.Г.
Харчева.
М., Л.: Наука, 1966.
261с.
60

[Back]