Проверяемый текст
Федулова Анна Борисовна. Семья и семейные ценности (Диссертация 2003)
[стр. 64]

ставиться реакция субъекта на отражение, степень соответствия объекта потребностям и целям субъекта, это есть ценностный подход87.
Содержание понятия «ценность» большинство ученых характеризует через выделение характеристик, свойственных так или иначе формам общественного сознания: значимость, нормативность, полезность, целесообразность.
Утверждается, что возникновение ценности связано, с одной стороны, с предметами, явлениями, их свойствами, потребностями общества и человека.
С другой стороны ценность выступает как суждение, связанное с оценкой существующего предмета, явления обществом и человеком.
При этом подчеркивается, что ценность выступает своего рода формой проявления отношений между субъектом и объектом.
Только тогда, когда мы рассматриваем общественное бытие человека в аспекте объект субъектного отношения, мы можем зафиксировать явление ценности.
В последнее десятилетие происходит интенсивное развитие аксиологического подхода.
Он становиться органическим и необходимым компонентом осмысления устойчивого социального развития (В.И.
Бойко, Ю.М.

Плюснин, Г.П.
Выжлецов), проблемы взаимодействия познания и ценностного сознания (М.С.
Каган, Н.С.
Розов), изучение феноменологии ценностных систем
личности (М.И.
Бобнева, В.Г.
Алексеева, А.И.
Кирьякова), формирование нового концепции образовательной парадигмы (Н.Б.
Крылова, З.А.
Малькова, Н.М.
Воскресенская), ретроспективного анализа философских и педагогических систем для сравнительной педагогики, философии образования нового времени (Н.Д.

Никаидров, В.В.
Веселова)88.
87 См.: Харчсв А.Г.
Искусство как ценность // Проблема ценности в философии / Под ред.
А.Г.

Харчсва.
М., Л.: Наука, 1966.
261с.
88 См.,’ например, Зотова О.И., Бобнева М.И.
Ценностные ориентации и механизмы социальной регуляции поведения // Методологические проблемы социальной психологии /
Огв.
ред.
Е.В.
Шорохова.
М.: Наука, 1975.
295с; Никаноров Н.Д.
Ценности как основа целей воспитания // Педагогика.
1998.
№3; Розов Н.С.
Культура, ценности и развитие образования.
М., 1992;
64
[стр. 60]

включает понятия "ценность", "ценностное отношение", "оценка", "ценностные ориентации".
Философы утверждают, что научная необходимость категории "ценность" возникает тогда, когда встает вопрос о личности и окружающей ее материальной и духовной сфере, а шире о соотношении деятельности субъекта (будь то личности, группа, класс, нация) в тех объективных условиях, в которых он действует.
Решая проблему "субъект объект", можно идти от второго к первому и, наоборот, о первого ко второму.
В том случае, если исследователь, двигается от субъекта к объекту и во главу угла ставиться реакция субъекта на отражение, степень соответствия объекта потребностям и целям субъекта, это есть О А ценностый подход .
Содержание понятия "ценность" большинство ученых характеризует через выделение характеристик, свойственных так или иначе формам общественного сознания: значимость, нормативность, полезность, целесообразность.
Утверждается, что возникновение ценности связано, с одной стороны, с предметами, явлениями, их свойствами, потребностями общества и человека.
С другой стороны ценность выступает как суждение, связанное с оценкой существующего предмета, явления обществом и человеком.
При этом подчеркивается, что ценность выступает своего рода формой проявления отношений между субъектом и объектом.
Только тогда, когда мы рассматриваем общественное бытие человека в аспекте объект субъектного отношения, мы можем зафиксировать явление ценности.
В последнее десятилетие происходит интенсивное развитие аксиологического подхода.
Он становиться органическим и необходимым компонентом осмысления устойчивого социального развития (В.И.
Бойко, Ю.М.

Плюсы ин, Г.П.
Выжлецов).
проблемы взаимодействия познания и ценностного сознания (М.С.
Каган, Н.С.
Розов), изучение феноменологии ценностных систем *
84 223с.; Каган М.С.
О месте науки в системе культуры // Наука и культура.
М.: Наука, 1984.
С.17-35; Каган М.С., Эткинд А.М.
Общение как ценность и как творчество // Вопросы психологии.
1988.
№4; Выжлецов Г.П.
Духовные ценности и судьба России // Социальнополитический журнал.
1994.
№3-6.
84 См.: Харчев А.Г.
Искусство как ценность // Проблема ценности в философии / Под ред.
А.Г.

Харчева.
М., Л.: Наука, 1966.
261с.
60

[стр.,61]

личности (М.И.
Бобнева.
В.Г.
Алексеева.
Л.И.
Кирьянова).
формирование нового концепции образовательной парадигмы (Н.Б.
Крылова.
З.А.
Малькова, Н.М.
Воскресенская).
ретроспективного анализа философских и педагогических систем для сравнительной педагогики, философии образования нового времени (Н.Д.

Никандуов.
В.В.
Веселова)*5.
В современном человекознании (философии, социологии, психологии, педагогики) существуют различные подходы и концепции ценностной проблематики, но общее направление развития теории ценностей обозначено утверждением приоритета общечеловеческого и гуманистического начала в контексте различных культур.
В настоящее время теория ценностей переживает свое возрождение в связи с новыми социальными, научно-техническими реалиями действительности, поскольку все большую роль в содержании мироощущения, мировоззрения новых поколений начинают играть категории мира, жизни и творчества человека.
Всякая ценность цель сама по себе, к ней стремятся ради нее самой, поскольку она идеал.
Ценностное содержание явлений и объектов действительности побуждает человека к деятельности.
Постоянно находясь в мире альтернатив, человек вынужден выбирать, критерием чего становиться ценность, достижение которой выполняет функцию регуляции поведения людей.
Таким образом, ценности выступают своего рода свойствами общественного предмета удовлетворять определенным потребностям социального субъекта (человека, семьи, общества).
С помощью данного понятия характеризуют социально-историческое значение для общества и личностный смысл для человека определенных явлений действительности.
На практике любая конкретная ценность имеет возможность занять определенное место в шкале значимости.
Это будет зависеть от отношения 85 85 См., например, Зотова О.И., Бобнева М.И.
Ценностные ориентации и механизмы социальной регуляции поведения // Методологические проблемы социальной психологии /
Отв.
ред.
Е.В.
Шорохова.
М.: Наука, 1975.
295с.; Никаноров Н.Д.
Ценности как основа целей воспитания // Педагогика.
1998.
№3; Розов Н.С.
Культура, ценности и развитие образования.
М., 1992;
Выжлецов Г.П.
Духовные ценности и судьба России // Социальнополитический журнал.
1994.
№3-6; Кирьякова А.В.
Теория ориентаций в мире ценностей.
Оренбург, 1996.
188с.
61

[стр.,64]

"В цикле философско социологических дисциплин понятие "ценностной V ориентации" соотносится с категориями "норм и ценностей", нормативно ценностных систем и социального действия; в цикле конкретно социологических дисциплин с категориями мотивации и управления деятельностью людей и их объединений, в цикле социально психологических и психологических дисциплин с категориями, описывающими механизмы поведения и деятельности человека и их регуляции"90.
Под ценностными ориентациями понимаются: "цели, стремления, желания, жизненные идеалы, система определенных норм" (В.Б.
Ольшанский): "установки на те или иные ценности материальной и духовной культуры общества" (А.
Г.
Здравомыслов.
В.А.
Ядов): "конкретное отношение к окружающей среде" (В.В.
Водзинская); "нравственность личности" (О.И.
Зотова, М.И» Бобнева); "детерминанты принятия решения" (Ю.М.
Жуков); "сложные обобщенные системы ценностных представлений" (И.М.
Попова, В.Б.
Мойн.
А.А.
Ручка и др); "основной канал превращения культурных ценностей в стимулы и мотивы практического поведения людей" (В.Г.
Алексеева) и так далее.
С точки зрения философии, ценностные ориентации "важнейшие элементы внутренней структуры личности, закрепленные жизненным опытом индивида, всей совокупностью его переживаний и ограничивающие значимое, существенное для данного человека от незначимого, несущественного"91.
Таким образом, "ценностные ориентации" это широкая система ценностных отношений личности, поэтому они проявляются как избирательнопредпочтительное отношение не к отдельным предметам и явлениям, а к их совокупности, то есть выражают общую направленность индивида на те или иные виды социальных ценностей.
Ценностные ориентации представляют продукт социализации личности, освоение общественных идеалов и нормативных требований.
Ценностные 90 Зотова О.И., Бобнева М.И.
Ценностные ориентации и механизмы социальной регуляции поведения // Методологические проблемы социальной психологии /
Отв.
ред.
Е.В.
Шорохова.
М.: Наука, 1975.-С.241.
64

[Back]