В настоящее время теория ценностей переживает свое возрождение в связи с новыми социальными, научно-техническими реалиями действительности, поскольку все большую роль в содержании мироощущения, мировоззрения новых поколений начинают играть категории мира, жизни и творчества человека. • Всякая ценность цель сама по себе, к ней стремятся ради нее самой, поскольку она идеал. Ценностное содержание явлений и объектов действительности побуждает человека к деятельности. Постоянно находясь в мире альтернатив, человек вынужден выбирать, критерием чего становиться ценность, достижение которой выполняет функцию регуляции поведения людей. Таким образом, ценности выступают своего рода свойствами общественного предмета удовлетворять определенным потребностям социального субъекта (человека, семьи, общества). С помощью данного понятия характеризуют социально-историческое значение для общества и личностный смысл для человека определенных явлений действительности. На практике любая конкретная ценность имеет возможность занять определенное место в шкале значимости. Это будет зависеть от отношения человека к миру ценностей, а их шкала в любом случае будет относительной, временной и конкретно-индивидуальной. Этим объясняется тот факт, что с одной стороны, в реальности человечество сегодня нс имеет абсолютной иерархии ценностей. С другой стороны, представления о ценностях, какими бы важными они ни были, не ограничивают природу человека, стремящегося к совершенствованию. 'В этой связи неизбежно столкновение ценностей, борьба которых происходит при непосредственном участии человека, становится органической частью его социальных отношений. Конфликт ценностей, как и все остальные конфликты, связывается с противопоставленными интересами и претензиями на определенные ограниченные блага, и может Выжлецов Г.П. Духовные ценности и судьба России // Социально-политический журнал. 1994. №3-6; Кирьякова А.В. Теория ориентации в мире ценностей. Оренбург, 1996.-188с. 65 |
личности (М.И. Бобнева. В.Г. Алексеева. Л.И. Кирьянова). формирование нового концепции образовательной парадигмы (Н.Б. Крылова. З.А. Малькова, Н.М. Воскресенская). ретроспективного анализа философских и педагогических систем для сравнительной педагогики, философии образования нового времени (Н.Д. Никандуов. В.В. Веселова)*5. В современном человекознании (философии, социологии, психологии, педагогики) существуют различные подходы и концепции ценностной проблематики, но общее направление развития теории ценностей обозначено утверждением приоритета общечеловеческого и гуманистического начала в контексте различных культур. В настоящее время теория ценностей переживает свое возрождение в связи с новыми социальными, научно-техническими реалиями действительности, поскольку все большую роль в содержании мироощущения, мировоззрения новых поколений начинают играть категории мира, жизни и творчества человека. Всякая ценность цель сама по себе, к ней стремятся ради нее самой, поскольку она идеал. Ценностное содержание явлений и объектов действительности побуждает человека к деятельности. Постоянно находясь в мире альтернатив, человек вынужден выбирать, критерием чего становиться ценность, достижение которой выполняет функцию регуляции поведения людей. Таким образом, ценности выступают своего рода свойствами общественного предмета удовлетворять определенным потребностям социального субъекта (человека, семьи, общества). С помощью данного понятия характеризуют социально-историческое значение для общества и личностный смысл для человека определенных явлений действительности. На практике любая конкретная ценность имеет возможность занять определенное место в шкале значимости. Это будет зависеть от отношения 85 85 См., например, Зотова О.И., Бобнева М.И. Ценностные ориентации и механизмы социальной регуляции поведения // Методологические проблемы социальной психологии / Отв. ред. Е.В. Шорохова. М.: Наука, 1975. 295с.; Никаноров Н.Д. Ценности как основа целей воспитания // Педагогика. 1998. №3; Розов Н.С. Культура, ценности и развитие образования. М., 1992; Выжлецов Г.П. Духовные ценности и судьба России // Социальнополитический журнал. 1994. №3-6; Кирьякова А.В. Теория ориентаций в мире ценностей. Оренбург, 1996. 188с. 61 человека к миру ценностей, а их шкала в любом случае будет относительной, временной и конкретно-индивидуальной. Этим объясняется тот факт, что с одной стороны, в реальности человечество сегодня не имеет абсолютной иерархии ценностей. С другой стороны, представления о ценностях, какими бы важными они ни были, не ограничивают природу человека, стремящегося к совершенствованию. В этой связи неизбежно столкновение ценностей, борьба которых происходит при непосредственном участии человека, становится органической частью его социальных отношений. Конфликт ценностей, как и все остальные конфликты, связывается с противопоставленными интересами и претензиями на определенные ограниченные блага, и может рассматриваться на различных уровнях: внутренние психологические конфликты, конфликты ценностей между индивидами; конфликты ценностей малых групп, конфликты ценностей между большими группами (классами, нациями, поколениями); противопоставление ценностей между культурами и цивилизациями. Эволюция сознания и культуры в целом, определяют активность человека в выборе ценностных систем. Система ценностей, их иерархия, процесс столкновения у каждого индивида отличается своеобразием, а в результате социальных изменений у разных субъектов деятельности (индивидов, групп, общества в целом) происходит трансформация ценностей. В эволюции ценностей, по мнению Л.И. Савинова, "существует действие общего принципа, суть которого состоит в том, что в новой окружающей среде старые ценности становятся пластичными, изменяют свою значимость. Совершенствование культурных ценностей процесс безграничный. Во многом иным становится отношение человека к ним: их восприятие, спектр причин признания чеголибо"86. Социальные ценности, преломляясь через призму' индивидуальной жизнедеятельности, входят в психологическую струюуру личности в форме личных ценностей, которые служат важными регуляторами поведения людей. Личные ценности отражаются в сознании в форме ценностных ориентаций, 86 Савинов Л.И. Семьеведение. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2000. С.8. 62 |