Проверяемый текст
Федулова Анна Борисовна. Семья и семейные ценности (Диссертация 2003)
[стр. 67]

ориентации людей несравненно более многообразны, чем их теоретическое отношение к чему-то.
Они служат важнейшим элементом внутренней структуры личности, без них невозможно отличить значимое от менее
90 значимого, первостепенное от второстепенного, вечное от преходящего» .
«Ценностные ориентации осознанные регуляторы, которые направляют деятельность личности на интересующие ее ценности и контролируют ее.
Это те признаки индивида, которые, в первую очередь, характеризуют его как личность, указывают на его особенности.
Совокупность ценностных ориентации, сложившихся в систему, образует своего рода стержень
личности»90 91.
В тоже время, необходимо отметить, что ценностные ориентации являются предметом изучения разных научных дисциплин с различающимися между собой концептуальными средствами, поэтому теоретические представления о них крайне многозначны.
Понятие «ценностной ориентации» возникло на стыке аксиологии, философской и культурной антропологии, социологии, социальной психологии и общей психологии, а также многочисленных направлений, теорий и течений в этих областях.
Сам термин «ценностные ориентации» в категориальном смысле впервые был употреблен У.
Томасом и Ф.

Знанецким в работе «Польский крестьянин в Европе и Америке»92.
«В цикле философско социологических дисциплин понятие «ценностной
ориентации» соотносится с категориями «норм и ценностей», нормативно ценностных систем и социального действия; в цикле конкретно социологических дисциплин с категориями мотивации и управления деятельностью людей и их объединений, в цикле социально психологических и психологических дисциплин с категориями, описывающими механизмы поведения и деятельности человека и их 90 Там же.
С.9.
91 Там же.
С.9.
97 См.: ТЬотаз \У., Зпашсск! Р.
СЫор ро1$к \у Еугоре 1 Атегусе.
\Уаг$?дуа: Риск 5ро1с1г.
\Уу<к, 1976.-Т.1.
-387$.
67
[стр. 63]

которые отграничивают значимое, существенное для данного человека от незначимого, несущественного; выступают важными факторами, регулирующими мотивацию личности.
Основное их содержание убеждения человека, его глубокие и постоянные привязанности, нравственные принципы и т.п.
"Ценность" и "ценностные ориентации" выступают как звено, связующее различные подходы и системы знаний о поведении человека, как категория, с которой соотнесены различные понятия, привлекаемые при изучении механизмов регуляции поведения.
"Реальные жизненные ориентации людей несравненно более многообразны, чем их теоретическое отношение к чему-то.
Они служат важнейшим элементом внутренней структуры личности, без них невозможно отличить значимое от менее
значимого, первостепенное от второстепенного, вечное от преходящего"87.
"Ценностные ориентации осознанные регуляторы, которые направляют деятельность личности на интересующие ее ценности и контролируют ее.
Это те признаки индивида, которые, в первую очередь, характеризуют его как личность, указывают на его особенности.
Совокупность ценностных ориентации, сложившихся в систему, образует своего рода стержень
личности"88.
В тоже время, необходимо отметить, что ценностные ориентации являются предметом изучения разных научных дисциплин с различающимися между собой концептуальными средствами, поэтому теоретические представления о них крайне многозначны.
Понятие "ценностной ориентации" возникло на стыке аксиологии, философской и культурной антропологии, социологии, социальной психологии и общей психологии, а также многочисленных направлений, теорий и течений в этих областях.
Сам термин "ценностные ориентации" в категориальном смысле впервые был употреблен У.
Томасом и Ф.

Знанеиким в работе "Польский крестьянин в Европе и Америке"89.
87 Там же.
С.9.
88 Там же.
С.9.
89 См.: ТЬотаз 2пап1ес1а Р.
СЫор ро1зк! \у Еугоре \ Атегусе.
>№аг$2ауа: ЬисТ 8ро1<12.
Ч/уд., 1976.
-Т.1.387з.
63

[стр.,64]

"В цикле философско социологических дисциплин понятие "ценностной V ориентации" соотносится с категориями "норм и ценностей", нормативно ценностных систем и социального действия; в цикле конкретно социологических дисциплин с категориями мотивации и управления деятельностью людей и их объединений, в цикле социально психологических и психологических дисциплин с категориями, описывающими механизмы поведения и деятельности человека и их регуляции"90.
Под ценностными ориентациями понимаются: "цели, стремления, желания, жизненные идеалы, система определенных норм" (В.Б.
Ольшанский): "установки на те или иные ценности материальной и духовной культуры общества" (А.
Г.
Здравомыслов.
В.А.
Ядов): "конкретное отношение к окружающей среде" (В.В.
Водзинская); "нравственность личности" (О.И.
Зотова, М.И» Бобнева); "детерминанты принятия решения" (Ю.М.
Жуков); "сложные обобщенные системы ценностных представлений" (И.М.
Попова, В.Б.
Мойн.
А.А.
Ручка и др); "основной канал превращения культурных ценностей в стимулы и мотивы практического поведения людей" (В.Г.
Алексеева) и так далее.
С точки зрения философии, ценностные ориентации "важнейшие элементы внутренней структуры личности, закрепленные жизненным опытом индивида, всей совокупностью его переживаний и ограничивающие значимое, существенное для данного человека от незначимого, несущественного"91.
Таким образом, "ценностные ориентации" это широкая система ценностных отношений личности, поэтому они проявляются как избирательнопредпочтительное отношение не к отдельным предметам и явлениям, а к их совокупности, то есть выражают общую направленность индивида на те или иные виды социальных ценностей.
Ценностные ориентации представляют продукт социализации личности, освоение общественных идеалов и нормативных требований.
Ценностные 90 Зотова О.И., Бобнева М.И.
Ценностные ориентации и механизмы социальной регуляции поведения // Методологические проблемы социальной психологии / Отв.
ред.
Е.В.
Шорохова.
М.: Наука, 1975.-С.241.
64

[Back]