друг другу (карьера, семья, материальное благосостояние дети). Кроме этого, важно то, что разные ценностные ориентации отличаются не только целями, но и основаниями, и, как отмечает Савинов, «изменяются количественно, в отношениях между собой, в зависимости от возраста человека, достижения им определенных ценностей (получил профессию, образование; обзавелся семьей, детьми и т.д.), утраты перспектив для реализации других ценностей (стать знаменитым спортсменом, продвинуться по карьерной лестнице, иметь ребенка или не иметь больше детей)»97. При смене же системы ценностей и ценностных ориентации возникает противоречие между различными смыслами и значениями старого и нового, традиционного и инициируемого, которое переживается и осознается как трудность выбора и принятия решения. Данное противоречие разрешается в процессе ценностно-ориентировочной деятельности, ощущения неудовлетворенности собой и ситуацией, сопоставления ценности целей и средств их достижения в новом опыте деятельности. Итак, ценности и ценностные ориентации обладают двумя важнейшими качествами высокой устойчивостью и изменчивостью, являясь выражением меры динамизма и открытости общества, его групп и индивидов в самоопределении и самореализации социальных субъектов в кризисные периоды жизни. По способам своего бытия ценности и ценностные ориентации имеют сложнейший, многоуровневый характер; существуют и функционируют объективно в практике реальных социальных отношений и субъективно осознаются и переживаются как ценностные категории, нормы, цели и идеалы, которые, в свою очередь, через сознание и духовно-эмоциональное состояние людей и социальных общностей оказывают обратное воздействие на все сферы человеческой жизни. В настоящее время, в период трансформационных процессов различных сфер российского общества, дискуссий о будущем России, 97 70 Там же. С. 10. |
ценностей (например, карьера, любовь, семья); а также могут противостоять друг другу (карьера, семья, материальное благосостояние дети). Кроме этого, важно то, что разные ценностные ориентации отличаются не только целями, но и основаниями, и, как отмечает Савинов, "изменяются количественно, в отношениях между собой, в зависимости от возраста человека, достижения им определенных ценностей (получил профессию, образование; обзавелся семьей, детьми и т.д.), утраты перспектив для реализации других ценностей (стать знаменитым спортсменом, продвинуться по карьерной лестнице, иметь ребенка или не иметь больше детей)"94. При смене же системы ценностей и ценностных ориентации возникает противоречие между различными смыслами и значениями старого и нового, традиционного и инициируемого, которое переживается и осознается как трудность выбора и принятия решения. Данное противоречие разрешается в процессе ценностно-ориентировочной деятельности, ощущения неудовлетворенности собой и ситуацией, сопоставления ценности целей и средств их достижения в новом опыте деятельности. Итак, ценности и ценностные ориентации обладают двумя важнейшими качествами высокой устойчивостью и изменчивостью, являясь выражением меры динамизма и открытости общества, его групп и индивидов в самоопределении и самореализации социальных субъектов в кризисные периоды жизни. По способам своего бытия ценности и ценностные ориентации имеют сложнейший, многоуровневый характер; существуют и функционируют объективно в практике реальных социальных отношений и субъективно осознаются и переживаются как ценностные категории, нормы, цели и идеалы, которые, в свою очередь, через сознание и духовно-эмоциональное состояние людей и социальных общностей оказывают обратное воздействие на все сферы человеческой жизни. В настоящее время, в период трансформационных процессов различных сфер российского общества, дискуссий о будущем России, особую значимость 94 Там же. С. 10. 66 |