социально-философской мысли недостаточно разработанным является аксиологический аспект семьи. Для нас методологической установкой, задающей направление научной ЛЛ рефлексии, является работа Л.Н. Савинова . Автор рассматривает ценностные ориентации семьи в различных бранно семейных сфеах, при этом выделяет: сферу добрачного поведения и выбора брачного партнера, родства, бранно семейных отношений, бранно семейных ролей, анализирует общественные, социокультурные и отологические ценности; характеризует функции семьи, ценность детей и репродуктивные установки супругов; отдельно выделяет семью как социальный институт, предоставляющий возможность реализовать целый набор различных ценностей (супружества, родительства, родства, а также социокультурный пласт общечеловеческих ценностей: любви, сострадания, заботы о ближнем и т.д.). Автор четко не отделяет семейные ценности и ценностные ориентации, когда представляет ценности семьи в системе семейно-брачных отношений, что послужило методологическим решением для нашего исследования. При рассмотрении семейных ценностей данный подход нам представляется наиболее планомерным, однако, с нашей точки зрения рассмотрение семейных ценностей и ценностных ориентации, предложенных Савиновым, можно конкретизировать, рассмотрев структуру семейных ценностей в бранно семейных сферах, при этом выделив: сферу добрачного поведения и выбора брачного партнера, сферу родства, сферу родительства, сферу бранно семейных отношений, сферу бранно семейных ролей и сферу супружества (в основу положена классификация функций семьи, разработанная М.С. Мацковским* 103). Данный подход позволяет с одной стороны, представить семейные ценности в виде системы, где отношения, роли и функции соединяют брачно-семейные начала в единое целое в 10? См.: Савинов Л.Н. Семьеведснис. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2000. 196с. 103 Майкопский М.С. Социология семьи: Проблемы теории, методологии и методики. М: Наука, 73 1989.-116с. |
в процессе социализации новым поколениям, что и позволяет обратиться к ценностному анализу семьи, семейно-брачных отношений. Семья и семейные ценности представляют собой важные элементы культуры, являются необходимыми и общезначимыми на протяжении веков, большинство из семейных ценностей воспроизводится и реализуется в основном в сфере семейно-брачных отношений. 0.0. Савельева связывает представление о семейных ценностях с традиционным пониманием нуклеарной семьи и ее функций. "Базовая семейная ценность это пожизненный брачный союз мужчины и женщины, созданный для рождения детей и их воспитания в соответствии с социально одобряемыми нормами и правилами"96. В семейные ценности, по мнению автора, не входит развод, неверность супругов, аборты, нетрадиционные формы сексуальности, психологическая напряженность в семейных отношениях, подростковая преступность. Кроме этого, "семейные ценности с подозрением относятся к инновационным стилям жизни, изменению традиционных ролей мужчины и женщины, смене привычных стереотипов маскулинности и феминности"97 98 99. по О.М. Здравомыслова, М.Ю. Арутюнян к числу семейных ценностей относят: семью, детей, брак, любовь; анализируют семейные ценности и отношения к различным формам образа жизни (зарегистрированный брак, сожительство при наличии детей, образ жизни матери одиночки, семейную коммуну и др.). Вместе с тем, важно отметить, что в современной отечественной социально-философской мысли недостаточно разработанным является аксиологический аспект семьи. Для нас методологической установкой, задающей направление научной оо рефлексии, является работа Л.Н. Савинова . Автор рассматривает ценностные ориентации семьи в различных брачно семейных сфеах, при этом выделяет: 96 Савельева О.О. Семья как социальный институт // Мониторинг социально-экономического потенциала семей. 2001. №3. С.45. 97 Там же. С.45. 98 См.: Здравомыслова О.М. Российская семья на европейском фоне (по материалам международного социологического исследования). М.: Эдиториал УРСС, 1988. 176с. 99 См.: Савинов Л.Н. Семьеведение. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2000. 196с. 68 сферу добрачного поведения и выбора брачного партнера, родства, брачно семейных отношений, брачно семейных ролей, анализирует общественные, социокультурные и этологические ценности; характеризует функции семьи, ценность детей и репродуктивные установки супругов; отдельно выделяет семью как социальный институт, предоставляющий возможность реализовать целый набор различных ценностей (супружества, родительства, родства, а также социокультурный пласт общечеловеческих ценностей: любви, сострадания, заботы о ближнем и т.д.). Автор четко не отделяет семейные ценности и ценностные ориентации, когда представляет ценности семьи в системе семейнобрачных отношений, что послужило методологическим решением для нашего исследования. 11ри рассмотрении семейных ценностей данный подход нам представляется наиболее планомерным, однако, с нашей точки зрения рассмотрение семейных ценностей и ценностных ориентаций, предложенных Савиновым, можно конкретизировать, рассмотрев структуру семейных ценностей в брачно семейных сферах, при этом выделив: сферу добрачного поведения и выбора брачного партнера, сферу родства, сферу родительства, сферу брачно семейных отношений, сферу брачно семейных ролей и сферу супружества (в основу положена классификация функций семьи, разработанная М.С. Мацковским100). Данный подход позволяет с одной стороны, представить семейные ценности в виде системы, где отношения, роли и функции соединяют брачно-семейные начала в единое целое в основных сферах семьи, с другой стороны, выявить трансформацию семейных ценностей на современном этапе развития института семьи и брака в брачно-семейных сферах. Таким образом, в истории западноевропейской, русской философии, а также современных социальных и философских науках семейные ценности можно рассмотреть следующим образом: с одной стороны, семья, как родовая, общечеловеческая ценность, основанная на единой общесемейной деятельности людей, связанных узами супружества родительства родства и тем самым осуществляемая воспроизводство населения и преемственность семейных 69 |