основных сферах семьи, с другой стороны, выявить трансформацию семейных ценностей на современном этапе развития института семьи и брака в брачно-семейных сферах. Таким образом, в истории западноевропейской, русской философии, а также современных социальных и философских науках семейные ценности можно рассмотреть следующим образом: с одной стороны, семья, как родовая, общечеловеческая ценность, основанная на единой общесемейной деятельности людей, связанных узами супружества родительства родства и тем самым осуществляемая воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а также социализацию детей и поддержание существования членов семьи. С другой стороны, семейные ценности, каксоциокультурные предпочтения людей в различных брачно семейных сферах, способные удовлетворять потребности индивидов, служить их интересам и целям; тесно связанные с ценностными ориентациями членов семьи. В заключение отметим следующее: семья, как сложное социокультурное образование, которое находится в процессе постоянного развития и изменения, служит объектом исследования различных современных социальных и гуманитарных наук. Цель каждой общественной науки в изучении семьи и брака определяется спецификой ее предмета изучения в целом. В настоящее время, современная наука, исследующая характер семейно-брачных отношений, оперирует многообразием теоретических подходов к изучению семьи. Анализ основных методологических подходов к рассмотрению специфики ценностей и ценностных ориентации в современной науке, позволил выявить основной подход к изучению семьи и семейных ценностей, который заключается с одной стороны, в рассмотрении семьи как родовой общечеловеческой ценности, основанной на единой общесемейной деятельности людей, связанных узами супружества родительства родства. С другой стороны: в рассмотрении семейных ценностей. Данный подход позволяет анализировать 74 |
сферу добрачного поведения и выбора брачного партнера, родства, брачно семейных отношений, брачно семейных ролей, анализирует общественные, социокультурные и этологические ценности; характеризует функции семьи, ценность детей и репродуктивные установки супругов; отдельно выделяет семью как социальный институт, предоставляющий возможность реализовать целый набор различных ценностей (супружества, родительства, родства, а также социокультурный пласт общечеловеческих ценностей: любви, сострадания, заботы о ближнем и т.д.). Автор четко не отделяет семейные ценности и ценностные ориентации, когда представляет ценности семьи в системе семейнобрачных отношений, что послужило методологическим решением для нашего исследования. 11ри рассмотрении семейных ценностей данный подход нам представляется наиболее планомерным, однако, с нашей точки зрения рассмотрение семейных ценностей и ценностных ориентаций, предложенных Савиновым, можно конкретизировать, рассмотрев структуру семейных ценностей в брачно семейных сферах, при этом выделив: сферу добрачного поведения и выбора брачного партнера, сферу родства, сферу родительства, сферу брачно семейных отношений, сферу брачно семейных ролей и сферу супружества (в основу положена классификация функций семьи, разработанная М.С. Мацковским100). Данный подход позволяет с одной стороны, представить семейные ценности в виде системы, где отношения, роли и функции соединяют брачно-семейные начала в единое целое в основных сферах семьи, с другой стороны, выявить трансформацию семейных ценностей на современном этапе развития института семьи и брака в брачно-семейных сферах. Таким образом, в истории западноевропейской, русской философии, а также современных социальных и философских науках семейные ценности можно рассмотреть следующим образом: с одной стороны, семья, как родовая, общечеловеческая ценность, основанная на единой общесемейной деятельности людей, связанных узами супружества родительства родства и тем самым осуществляемая воспроизводство населения и преемственность семейных 69 поколений, а также социализацию детей и поддержание существования членов семьи. С другой стороны, семейные ценности, как социокультурные предпочтения людей в различных брачно семейных сферах, способные удовлетворять потребности индивидов, служить их интересам и целям; тесно связаные с ценностными ориентациями членов семьи. В заключение первой главы отметим следующее: семья, как сложное социокультурное образование, которое находится в процессе постоянного развития и изменения, служит объектом исследования различных современных социальных и гуманитарных наук. Цель каждой общественной науки в изучении семьи и брака определяется спецификой ее предмета изучения в целом. Однако, в рамках каждой науки можно выделить два основных направления: исследование истории семьи и брака, которое делится на три этапа: теологический (с античности до середины XIX в.), метафизическо-философский (вторая половина XIX в. до начала XX в.), позитивистский и научный (XX в.); анализ современной семьи и брака. В настоящее время, современная наука, исследующая характер семейнобрачных отношений, оперирует многообразием теоретических подходов к изучению семьи. В качестве основного подхода к исследованию семьи выступают социальный институт ("макроанализ") и малая социальная группа ("микроанализ"), которые исторически складывались паралельно друг с другом. Среди исследователей существовали попытки соединения "макроанализа" и "микроанализа", поскольку семья как социальный феномен с одной стороны, зависит от внешних, социокультурных проявлений в обществе, а с другой стороны, от процессов, происходящих внутри семьи. Наиболее авторитетной, в этой связи, является типология подходов изучения семьи, предложенная американским исследователем Р. Хиллом, который поставил задачу выявить термины, позволяющие одновременно описывать семью как социальный институт и малую социальную группу100 101, 100 Мацковский М.С. Социология семьи: Проблемы теории, методологии и методики. М.: Наука, 1989. 116с. 101 См.: Современная западная социология: Словарь. М.: ТОН-Остожье, 1998. 544с. 70 вместе с тем, сегодня наблюдается тенденция к постоянному обновлению теоретических подходов к изучению семьи, что позволило нам на основе анализа литературы выявить следующие традиции изучения семьи: историческая, эволюционистская, функциональная, прикладная (эмпирическая), социальнопсихологическая, социобиологическая, экономическая, социально-философская. Анализ основных методологических подходов к рассмотрению специфики ценностей и ценностных ориентаций в современной науке, позволил выявить основной подход к изучению семьи и семейных ценностей, который заключается с одной стороны, в рассмотрении семьи как родовой общечеловеческой ценности, основанной на единой общесемейной деятельности людей, связанных узами супружества родительства родства. С другой стороны: в рассмотрении семейных ценностей. Данный подход позволяет анализировать семейные ценности, их значимость, структуру, значение функций, специфику изменений в эволюционном развитии общества и государства. * 71 |