также надежды и опоры для человека в нынешней ситуации, когда многие другие основания жизненного благополучия оказываются ненадежными. Кроме этого семейные ценности это, прежде всего, личностные ценности человека, и «чем полнее представлены и реализуются в жизни каждого человека его личностные ценности, тем больше оснований у него быть и чувствовать себя счастливым и удовлетворенным жизнью»105. Однако, несмотря на то, что семья и семейные ценности являются важнейшими в структуре ценностей современного россиянина, исследователи неизменно фиксируют выпадение семейных ценностей из системы ценностей индивида, разрушение семейного "мы" и выход на первое место внесемейного "я", что характерно как для России, так и для большинства стран Запада. И если в западноевропейских странах это объясняется распространением ценностей индивидуализма, доминированием рациональных регуляторов поведения над нормативными, то в России выход на первый план ценности семьи и семейного образа жизни, связано не столько с устойчивыми нормами и принципами поведения в стабильном обществе, сколько являются отражением наиболее острых, кричащих проблем современной России. -В центре семейной дезорганизации оказалось ослабление чувства семейного долга у членов семьи, сопровождающееся отчуждением родных людей друг от друга, разрушение традиционной семьи с ее многодетностью, супружеской и родительской верностью, отношениями, основанными на любви браке; заменой традиционной семьи новыми альтернативными формами, характеризующимися малодетностью или бездетностью, немоногамными моделями брака и семьи106. Охарактеризуем семейные ценности, представив их структуру в Джидарьян И.А. Представление о счастье в российском менталитете. СПб., Алетейя, 2001.С.142.. 106 См.: Голод С.И. Семья и брак: историко-социологический анализ. СПб.: Петрополис, 1998. 270с. 76 |
2.3. Семья и семенные ценности в современных социальных и философских науках В отечественной литературе исследование проблем семьи большое распространение получило в 80-е годы XX в. (см., например. А. Г Харчев, М.С. Мацковский. С.И. Голод. А.Г. Волков. В.А. Сысенко и др.). В настоящее время интерес к проблемам семьи сохраняется, и, это, прежде всего, связано с вопросами жизнеспособности семьи как общности людей, проблемы ее бытия в современном обществе. Как показывает ряд отечественных эмпирических исследований286, семья занимает ведущие позиции в иерархии ценностей. Причем семья, благополучие детей, ближний круг и т.п. выступают в качестве неких сверхценностей, и это относится в равной степени ко всем группам и слоям населения. При этом отмечается, что ценности семьи утрачивают архаичное звучание и приобретают значимость для молодых, активных, дееспособных групп в качестве условия и объекта успешной жизненной самореализации287, а также надежды и опоры для человека в нынешней ситуации, когда многие другие основания жизненного благополучия оказываются ненадежными. 286 См., например, Мацковский М.С., Бодрова В.В. Ценность семьи в сознании различных слоев населения // Семья в представлениях современного человека. М., 1990; Клямкин И.М. Советское и западное: возможен ли синтез? // Полис. 1994. №4-5; Горяйнов В.П. Эмпирические классификации жизненных ценностей россиян в постсоветский период // Полис. 1996. №4; Здравомыслова О.М. Российская семья на европейском фоне (по материалам международного социологического исследования). М.: Эдиториал УРСС, 1988. 176с.; Краснова О.В. Исследование структуры социальной поддержки пожилых людей // Психология зрелости и старения. 1998. №3. С.28-51; Гусейнова Л.А. Ценностные ориентации: гендерный аспект // Социс. 1999. №5; Ахмадеев А.А., Исхакова Е.В. Роль ценностных ориентаций студентов в формировании специалиста // Ученые записки. М.: Изд-во МГСУ «Союз», 1999. №1. 140с.; Джидарьян И.А. Представление о счастье в российском менталитете. СПб., Алетейя, 2001. 242с.; Парахонская Г.А. Пожилой человек в семье // Социс. 2002. №6; Гаврилюк В.В., Трикоз Н.А. Динамика ценностных ориентаций в период социальной трансформации (поколенный подход) // Социс. 2002. №1. 287 Данные результаты получены в ходе исследовательского проекта «Томская инициатива» в 2001 году, основной целью которого являлось комплексное междисциплинарное исследование ценностных ориентаций и поведенческих установок современных россиян и рассмотренные на семинаре «Жизненные стратегии и феномен социальной активности в современном российском контексте» 18 октября 2002 года в Горбачев-Фонде г. Москвы. 143 Кроме этого семейные ценности это, прежде всего, личностные ценности человека, и "чем полнее представлены и реализуются в жизни каждого человека его личностные ценности, тем больше оснований у него быть и чувствовать себя „288 счастливым и удовлетворенным жизнью . Однако, несмотря на то, что семья и семейные ценности являются важнейшими в структуре ценностей современного россиянина, исследователи неизменно фиксируют выпадение семейных ценностей из системы ценностей индивида, разрушение семейного "мы" и выход на первое место внесемейного "я", что характерно как для России, так и для большинства стран Запада. И если в западноевропейских странах это объясняется распространением ценностей индивидуализма, доминированием рациональных регуляторов поведения над нормативными, то в России выход на первый план ценности семьи и семейного образа жизни, связано не столько с устойчивыми нормами и принципами поведения в стабильном обществе, сколько являются отражением наиболее острых, кричащих проблем современной России. В центре семейной дезорганизации оказалось ослабление чувства семейного долга у членов семьи, сопровождающееся отчуждением родных людей друг от друга, разрушение традиционной семьи с ее многодетностью, супружеской и родительской верностью, отношениями, основанными на любви браке; заменой традиционной семьи новыми альтернативными формами, характеризующимися малодетностью или бездетностью, немоногамными моделями брака и семьи288 289. Охарактеризуем семейные ценности, представив их структуру в различных брачно-ссмейных сферах, а также выявим трансформацию семейных ценностей, характерных для современного этапа развития семьи и брака. В сфере добрачного поведения и выбора брачного партнера закладываются истоки будущей семьи, ее образа жизни, отношений супругов. Ценности, входящие в структуру добрачного поведения, в широком смысле, 288 Джидарьян И.А. Представление о счастье в российском менталитете. СПб., Алегейя, 2001. С.142. 144 |