различных брачно-семейных сферах, а также выявим трансформацию семейных ценностей, характерных для современного этапа развития семьи и брака. В сфере добрачного поведения и выбора брачного партнера закладываются истоки будущей семьи, ее образа жизни, отношений супругов. Ценности, входящие в структуру добрачного поведения, в широком смысле, включают биологические, психологические и культурные ценностные ориентации, которые вызывают интерес индивида противоположного пола и создают направленность в деятельности, преследующую основную цель создание семьи107. На всех стадиях добрачного поведения присутствуют стереотипные и нестереотипные ценностные ориентации. К стереотипным ориентациям относятся: выбор брачного партнера из своего социального окружения, примерно равного материального положения, уровня образования, единой национальности, вероисповедания; общепринятый возраст вступления в брак, разница в годах между супругами; общие черты ухаживания, следование предсвадебным и свадебным обычаям и традициям; мнений родителей, родственников и друзей при выборе брачного партнера. К нестереотипным ценностным ориентациям, прежде всего, относится выбор партнера из семьи, образ жизни которой имеет существенные отличия от родительской семьи, а также те ориентации, которые противоречат стереотипным. Па каждом этапе развития человечества, система добрачного поведения отвечала требованиям, предъявляемым ей культурой того времени, была ее элементом. В прошлом общество с помощью обрядов готовило подрастающее поколение к выполнению тех или иных ролей и функций, сопровождая обрядами различные этапы половой зрелости. В обществе был отлажен механизм социального воспроизводства, благодаря чему происходило становление и регулирование стереотипных ценностных ю? 77 См.: Савинов Л.Н. Семьеведение. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2000. С.46. |
Кроме этого семейные ценности это, прежде всего, личностные ценности человека, и "чем полнее представлены и реализуются в жизни каждого человека его личностные ценности, тем больше оснований у него быть и чувствовать себя „288 счастливым и удовлетворенным жизнью . Однако, несмотря на то, что семья и семейные ценности являются важнейшими в структуре ценностей современного россиянина, исследователи неизменно фиксируют выпадение семейных ценностей из системы ценностей индивида, разрушение семейного "мы" и выход на первое место внесемейного "я", что характерно как для России, так и для большинства стран Запада. И если в западноевропейских странах это объясняется распространением ценностей индивидуализма, доминированием рациональных регуляторов поведения над нормативными, то в России выход на первый план ценности семьи и семейного образа жизни, связано не столько с устойчивыми нормами и принципами поведения в стабильном обществе, сколько являются отражением наиболее острых, кричащих проблем современной России. В центре семейной дезорганизации оказалось ослабление чувства семейного долга у членов семьи, сопровождающееся отчуждением родных людей друг от друга, разрушение традиционной семьи с ее многодетностью, супружеской и родительской верностью, отношениями, основанными на любви браке; заменой традиционной семьи новыми альтернативными формами, характеризующимися малодетностью или бездетностью, немоногамными моделями брака и семьи288 289. Охарактеризуем семейные ценности, представив их структуру в различных брачно-ссмейных сферах, а также выявим трансформацию семейных ценностей, характерных для современного этапа развития семьи и брака. В сфере добрачного поведения и выбора брачного партнера закладываются истоки будущей семьи, ее образа жизни, отношений супругов. Ценности, входящие в структуру добрачного поведения, в широком смысле, 288 Джидарьян И.А. Представление о счастье в российском менталитете. СПб., Алегейя, 2001. С.142. 144 включают биологические, психологические и культурные ценностные ориентации, которые вызывают интерес индивида противоположного пола и создают направленность в деятельности, преследующую основную цель создание семьи; в узком ряд отдельных показателей, распределенным по различным блокам стадиям, и могут быть представлены в виде схемы290: РОДИТЕЛЬСКАЯ СЕМЬЯ КУЛЬТУРА ОБЩЕСТВА Биологические, психологические и социально демографические характеристики индивида Наличие соперников и круг возможностей для выбора брачного партнера Отношение к партнеру родителей, родственников, друзей Ценностные ориентации индивида Цель добрачного поведения Принятие решения о вступлении в брак По мнению Савинова, блоки стадии могут иметь различное наполнение, некоторые могут отсутствовать, но включают: для личности ряд ценностей, непосредственно характеризующих брачного партнера и отношение к нему (любовь, влечение, физическая привлекательность, статус в обществе, социокультурные параметры и т. д.); для семьи ценностные ориентации, 280 Голод, в этой связи, выделяет внебрачные семьи, альтернативные семейные стили, альтернативные браки. См.: Голод С.И. Семья и брак: историко-социологический анализ. СПб.: Петрополис, 1998. 270с. 290 См.: Савинов Л.Н. Семьеведение. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2000. С.46. 145 определяемые с возможностями продолжить род, фамилию, расширить родственные связи, следовать традициям, обычаям и образу жизни родительской семьи; для общества поведение индивида в соотношении с национальными, религиозными, общинными обычаями и традициями. На всех стадиях добрачного поведения присутствуют стереотипные и нестереотипные ценностные ориентации. К стереотипным ориентациям относятся: выбор брачного партнера из своего социального окружения, примерно равного материального положения, уровня образования, единой национальности, вероисповедания; общепринятый возраст вступления в брак, разница в годах между супругами; общие черты ухаживания, следование предсвадебным и свадебным обычаям и традициям; мнений родителей, родственников и друзей при выборе брачного партнера. К нестереотипным ценностным ориентациям, прежде всего, относится выбор партнера из семьи, образ жизни которой имеет существенные отличия от родительской семьи, а также те ориентации, которые противоречат стереотипным. На каждом этапе развития человечества, система добрачного поведения отвечала требованиям, предъявляемым ей культурой того времени, была ее элементом. В прошлом общество с помощью обрядов готовило подрастающее поколение к выполнению тех или иных ролей и функций, сопровождая обрядами различные этапы половой зрелости. В обществе был отлажен механизм социального воспроизводства, благодаря чему происходило становление и регулирование стереотипных ценностных ориентаций. Наиболее широкими и одновременно действующими мощным образом являлись культурологические факторы. Важнейшим из которых является правило эндогамии экзогамии. К социологическим факторам брачного выбора относятся гомогамия и близость (соседство). "Социологические теории, рассматривающие гомогамию как один из основных факторов выбора брачного партнера, утверждают, что важнейшими характеристиками в этом отношении являются: возраст, этническая принадлежность, социальный статуе образование, 146 |