Проверяемый текст
Федулова Анна Борисовна. Семья и семейные ценности (Диссертация 2003)
[стр. 78]

ориентации.
Наиболее широкими и одновременно действующими мощным образом являлись культурологические факторы.
Важнейшим из которых является правило эндогамии экзогамии.
К социологическим факторам брачного выбора относятся гомогамия и близость (соседство).
«Социологические теории, рассматривающие гомогамию как один из основных факторов выбора брачного партнера, утверждают, что важнейшими характеристиками в этом отношении являются: возраст, этническая принадлежность, социальный
статус образование, уровень интеллекта, внешность и совместимость внутренних часов.
При этом наибольшей является роль
I возраста, этнической принадлежности и образования» .
Наряду с эмпирическими исследованиями разрабатывались и теории выбора супруга.
Здесь необходимо упомянуть социализационную теорию, теорию дополняющих (комплементарных) потребностей Р.Ф.
Уинча, инструментальную теорию Р.
Сентера, теорию обмена Дж.
Хоманса, «Стимул Ценность Роль» Б.
Мурштейна, экономическую теорию Г.
Беккера и др*
109.
Хотя впоследствии эти теории не всегда подтверждались, тем не менее, высказанные в них идеи позволяли исследователям формировать гипотезы и интерпретировать эмпирический материал.
«Отечественные ученые анализировали добрачное поведение и характеристики вступающий в брак, в основном, в рамках социологии и демографии на эмпирическом уровне и под углом зрения успешности функционирования молодой семьи.
В качестве переменных рассматривались преимущественно: социально демографические характеристики жениха и невесты, их ролевые ожидания, отношение к браку ближайшего окружения, информированность о некоторых аспектах семейной жизни.
Оценка этих
103 Антонов А.И., Мсдков В.М.
Социология семьи.
М.: Изд-во МГУ: Изд-во Международного университета бизнеса и управления «Братья
Карим», 1996.
С.
153.
109 См.-, например, \УтсЬ Я.Р.
Ма(е-$с1ссПоп а $нк!у оГ сотр1степ1агу пеебх.
Ме\у Уогк, 1958; Сстсг К.
$ехиа! аКгасбоп апб 1оус ап 1п51гитеп1а1 Гкеогу.
$рппеПе1с1, 1975.
78
[стр. 146]

определяемые с возможностями продолжить род, фамилию, расширить родственные связи, следовать традициям, обычаям и образу жизни родительской семьи; для общества поведение индивида в соотношении с национальными, религиозными, общинными обычаями и традициями.
На всех стадиях добрачного поведения присутствуют стереотипные и нестереотипные ценностные ориентации.
К стереотипным ориентациям относятся: выбор брачного партнера из своего социального окружения, примерно равного материального положения, уровня образования, единой национальности, вероисповедания; общепринятый возраст вступления в брак, разница в годах между супругами; общие черты ухаживания, следование предсвадебным и свадебным обычаям и традициям; мнений родителей, родственников и друзей при выборе брачного партнера.
К нестереотипным ценностным ориентациям, прежде всего, относится выбор партнера из семьи, образ жизни которой имеет существенные отличия от родительской семьи, а также те ориентации, которые противоречат стереотипным.
На каждом этапе развития человечества, система добрачного поведения отвечала требованиям, предъявляемым ей культурой того времени, была ее элементом.
В прошлом общество с помощью обрядов готовило подрастающее поколение к выполнению тех или иных ролей и функций, сопровождая обрядами различные этапы половой зрелости.
В обществе был отлажен механизм социального воспроизводства, благодаря чему происходило становление и регулирование стереотипных ценностных ориентаций.
Наиболее широкими и одновременно действующими мощным образом являлись культурологические факторы.
Важнейшим из которых является правило эндогамии экзогамии.
К социологическим факторам брачного выбора относятся гомогамия и близость (соседство).
"Социологические теории, рассматривающие гомогамию как один из основных факторов выбора брачного партнера, утверждают, что важнейшими характеристиками в этом отношении являются: возраст, этническая принадлежность, социальный
статуе образование, 146

[стр.,147]

уровень интеллекта, внешность и совместимость внутренних часов.
При этом наибольшей является роль
возраста, этнической принадлежности и 201 образования" .
Наряду с эмпирическими исследованиями разрабатывались и теории выбора супруга.
Здесь необходимо упомянуть социализационную теорию, теорию дополняющих (комплементарных) потребностей Р.Ф.
Уинча, инструментальную теорию Р.
Сентера, теорию обмена Дж.
Хоманса, "Стимул Ценность Роль" Б.
Мурштейна, экономическую теорию Г.
Беккера и др291
292.
Хотя впоследствии эти теории не всегда подтверждались, тем не менее, высказанные в них идеи позволяли исследователям формировать гипотезы и интерпретировать эмпирический материал.
"Отечественные ученые анализировали добрачное поведение и характеристики вступающий в брак, в основном, в рамках социологии и демографии на эмпирическом уровне и под углом зрения успешности функционирования молодой семьи.
В качестве переменных рассматривались преимущественно: социально демографические характеристики жениха и невесты, их ролевые ожидания, отношение к браку ближайшего окружения, информированность о некоторых аспектах семейной жизни.
Оценка этих
переменных в качестве "факторов риска" осуществлялась путем сравнивания тех же переменных у разводящихся и несчастливых семей"293.
В сфере родства личность соприкасается с разноплановыми ценностями, причем оно (родство) сложным образом пронизывает их и собирает в нечто единое.
К таким ценностям относятся жалость, сострадание, взаимопонимание, готовность прийти на помощь, ответственность родственников друг за друга и т.д.
Родственные связи и отношения один из неизменных каркасов построения культуры человечества.
Они функционируют постоянно в качестве 291 Антонов А.И., Медков В.М.
Социология семьи.
М.: Изд-во МГУ: Изд-во Международного университета бизнеса и управления «Братья
Карич», 1996.
С.
153.
292 См., например, \УтсЬ К.Р.
Ма1е-$е1ес1юп а $1ис1у о Г сотр!етеп1агу пеес!$.
Ией' Уогк, 1958; Сеп1ег К.
8ехиа1 аПгасбоп апс11оуе ап тз1гитеп*а1 Шеогу.
Зргт&йеМ, 1975.
293 Гурко Т.А., Игнатова И.В.
Особенности брачного выбора в России в начале 90-х годов // Семья в России.
1997.
№3.
С.42-43.
147

[Back]