Ыа западе эта форма семьи получила распространение в верхних слоях «среднего класса», в нашей стране в некоторых слоях интеллигенции. Наблюдения исследователей показали, что супруги, входящие в бикарьерные семьи, не обладают какими-то необычными способностями, но вместе с тем оба они равномерно распределяют между собой домашние обязанности, уважительно относятся к профессиональным интересам друг друга, обладают взаимной терпимостью. Этот тип семьи характеризуется высоким уровнем интегрированности и единством ценностных ориентации: мужчина с пониманием относится к интересам и потребностям жены, она в свою очередь полагается на поддержку со стороны мужа. Однако данный тип семьи может иметь источники напряженности, ведущие к супружеским конфликтам, разводу. Причинами их возникновения являются физическая и психическая перегруженность супругов, различные интерпретации супружеских ролей, противоречия между профессиональными интересами и семейными обязанностями. Сфера супружества представляет собой с одной стороны, ядро современной семьи, личностное взаимодействие мужа и жены, регулируемое моральными принципами и поддерживаемое, прежде всего, ценностями адаптационного синдрома, интимности, автономии " . С другой стороны, сфера супружества характеризует, прежде всего, сексуальные отношения между партнерами в браке (между мужем и женой) и тесно связана с репродуктивной функцией семьи123 124. 123 Данная точка зрения высказана И.С. Голодом, поддерживаемая другими авторами, в том числе В.Т. Лисовским, Т.Г. Поспеловой. См.: Голод С.И. Стабильность семьи: социологический и демографический аспект. Л.: Наука, 1984. 136с, Голод С.И. Моногамная семья: кризис или эволюция? // Социально-политический журнал. 1995. №6. С.74-78; Социология молодежи / Под рсд. проф. В.Т. Лисовского. СПб.: Изд-во С.-Петербургского ун-та, 1996. 460с. 124 М.С. Мацковскнй отдельно выделяет сексуальную сферу семейной деятельности. См.: Мацковский М.С. Социология семьи: Проблемы теории, методологии и методики. М: Наука, 1989.-116с. 86 |
Свойственная современному обществу тенденция превращения семьи в "дружеский интимный союз" позволяет в отдельных случаях адаптироваться к требованиям социально-профессиональной структуры общества. В некоторых социальных классах и слоях общества начинает создаваться новый тип семьи, успешно сочетающей в себе ценностные ориентации супругов на создание собственной семьи и их профессиональные интересы, связанные с ориентацией на "достигаемый статус", т.е. на карьеру в избранной профессии. Этот тип получил название "бикарьерной семьи" . На западе эта форма семьи получила распространение в верхних слоях "среднего класса", в нашей стране в некоторых слоях интеллигенции. Наблюдения исследователей показали, что супруги, входящие в бикарьерные семьи, не обладают какими-то необычными способностями, но вместе с тем оба они равномерно распределяют между собой домашние обязанности, уважительно относятся к профессиональным интересам друг друга, обладают взаимной терпимостью. Этот тип семьи характеризуется высоким уровнем интегрированности и единством ценностных ориентации: мужчина с пониманием относится к интересам и потребностям жены, она в свою очередь полагается на поддержку со стороны мужа. Однако данный тип семьи может иметь источники напряженности, ведущие к супружеским конфликтам, разводу. Причинами их возникновения являются физическая и психическая перегруженность супругов, различные интерпретации супружеских ролей, противоречия между профессиональными интересами и семейными обязанностями. Сфера супружества представляет собой с одной стороны, ядро современной семьи, личностное взаимодействие мужа и жены, регулируемое моральными принципами и поддерживаемое, прежде всего, ценностями адаптационного синдрома, интимности, автономии305 306. С другой стороны, сфера 305 См.: КаророП ЯаророП К.К. Оиа! сагее ГатЛу: геахагшпес!. Ь., 1976. 306 Данная точка зрения высказана И.С. Голодом, поддерживаемая другими авторами, в том числе В.Т. Лисовским, Т.Г. Поспеловой. См.: Голод С.И. Стабильность семьи: социологический и демографический аспект. Л.: Наука, 1984. 136с., Голод С.И. Моногамная семья: кризис или эволюция? // Социально-политический журнал. 1995. №6. 154 супружества характеризует, прежде всего, сексуальные отношения между партнерами в браке (между мужем и женой) и тесно связана с репродуктивной функцией семьи307. Роль семьи в сфере этологических ценностей308 * для индивида и для общества трудно преувеличить. Культура путём повышения значимости интимных родственных связей и широкого распространения экзогамии открыла широкие возможности для развития брачно-семейных отношений. С помощью культурных запретов эротическая связь между лицами противоположного пола, которая обладает огромной объединяющей силой, стала осуществляться, преимущественно в рамках реализации семейных ценностей в сфере супружества. Мы солидарны с А.П, С крип ником, с точки зрения которого, "регулируя отношения между полами, общество должно было обеспечить появление как можно более здорового потомства и вместе с тем дать возможность удовлетворять сексуальные влечения каждому индивиду. Историческое развитие половой жизни определялось взаимоотношением этих противоположных тенденций. Преобладание какой либо из них выливалось в ту или иную форму ллл сексуальных аномалий" . Сексуальные ценности, как и любые другие, имеют свою уникальную природу, своеобразие; обогащают жизнь разносторонними психологическими и эмоциональными переживаниями, способствуют получению удовольствия. В эволюции семейно-брачных отношений данные ценности подвергались изменению, однако, как истинно ценное и наиболее древнее, они имеют непреходящую значимость, как для человека так и для общества в целом. С.74-78; Социология молодежи / Под ред. проф. В.Т. Лисовского. СПб.: Изд-во С,11етербургского ун-та, 1996. 460с. 307 М.С. Мацковский отдельно выделяет сексуальную сферу семейной деятельности. См.: Мацковский М.С. Социология семьи: Проблемы теории, методологии и методики. М.: Наука, 1989. 116с. ,08Данное понятие вводит Л.И. Савинов. См.: Савинов Л.Н. Семьеведение. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2000. 196с. т Скрипник А.П. Моральное зло в истории этики и культуры. М.: Политиздат, 1992. С.46. 155 |