Роль семьи в сфере отологических ценностей123 для индивида и для общества трудно преувеличить. Культура путём повышения значимости интимных родственных связей и широкого распространения экзогамии открыла широкие возможности для развития брачно-семейных отношений. С помощью культурных запретов эротическая связь между лицами противоположного пола, которая обладает огромной объединяющей силой, стала осуществляться, преимущественно в рамках реализации семейных ценностей в сфере супружества. Мы солидарны с А.П. Скрипником, с точки зрения которого, «регулируя отношения между полами, общество должно было обеспечить появление как можно более здорового потомства и вместе с тем дать возможность удовлетворять сексуальные влечения каждому индивиду. Историческое развитие половой жизни определялось взаимоотношением этих противоположных тенденций. Преобладание какой либо из них выливалось в ту или иную форму сексуальных аномалии»* 126. Сексуальные ценности, как и любые другие, имеют свою уникальную природу, своеобразие; обогащают жизнь разносторонними психологическими и эмоциональными переживаниями, способствуют получению удовольствия. В эволюции семейно-брачных отношений данные ценности подвергались изменению, однако, как истинно ценное и наиболее древнее, они имеют непреходящую значимость, как для человека, так и для общества в целом. В природу сексуальных ценностей заложены предпосылки для их разнообразия. Центральное место в становлении вариаций поведения в сексуальной сфере принадлежит культуре, поскольку сексуальные ценности всегда «реализуются биосоциальным существом, каковым предстает человек в конкретных ситуациях, конкретных проявлениях. Сексуальность ‘*5 Данное понятие вводит Л.И. Савинов. См.: Савинов Л.Н. Семьеведение. Саранск: Изд-во Мордой, ун-та, 2000. 196с. 126 87 Скрипник А.П. Моральное зло в истории этики и культуры. М.: Политиздат, 1992. -С.46. |
супружества характеризует, прежде всего, сексуальные отношения между партнерами в браке (между мужем и женой) и тесно связана с репродуктивной функцией семьи307. Роль семьи в сфере этологических ценностей308 * для индивида и для общества трудно преувеличить. Культура путём повышения значимости интимных родственных связей и широкого распространения экзогамии открыла широкие возможности для развития брачно-семейных отношений. С помощью культурных запретов эротическая связь между лицами противоположного пола, которая обладает огромной объединяющей силой, стала осуществляться, преимущественно в рамках реализации семейных ценностей в сфере супружества. Мы солидарны с А.П, С крип ником, с точки зрения которого, "регулируя отношения между полами, общество должно было обеспечить появление как можно более здорового потомства и вместе с тем дать возможность удовлетворять сексуальные влечения каждому индивиду. Историческое развитие половой жизни определялось взаимоотношением этих противоположных тенденций. Преобладание какой либо из них выливалось в ту или иную форму ллл сексуальных аномалий" . Сексуальные ценности, как и любые другие, имеют свою уникальную природу, своеобразие; обогащают жизнь разносторонними психологическими и эмоциональными переживаниями, способствуют получению удовольствия. В эволюции семейно-брачных отношений данные ценности подвергались изменению, однако, как истинно ценное и наиболее древнее, они имеют непреходящую значимость, как для человека так и для общества в целом. С.74-78; Социология молодежи / Под ред. проф. В.Т. Лисовского. СПб.: Изд-во С,11етербургского ун-та, 1996. 460с. 307 М.С. Мацковский отдельно выделяет сексуальную сферу семейной деятельности. См.: Мацковский М.С. Социология семьи: Проблемы теории, методологии и методики. М.: Наука, 1989. 116с. ,08Данное понятие вводит Л.И. Савинов. См.: Савинов Л.Н. Семьеведение. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2000. 196с. т Скрипник А.П. Моральное зло в истории этики и культуры. М.: Политиздат, 1992. С.46. 155 В природу сексуальных ценностей заложены предпосылки для их разнообразия. Центральное место в становлении вариаций поведения в сексуальной сфере принадлежит культуре, поскольку сексуальные ценности всегда "реализуются биосоциальным существом, каковым предстает человек в конкретных ситуациях, конкретных проявлениях. Сексуальность необходимо всегда рассматривать в рамках определенной культурной среды, поэтому выделить данные ценности в их "чистом", "природном" виде, свободном от культуры, истории, от образа жизни, невозможно"310 *. В наше время, в эпоху глобальной индустриальной революции, общество столкнулась с влиянием сексуальной революции, внешними признаками и последствиями которой являются: "стирание двойного стандарта в половой морали; отделение сексуальности от функций воспроизводства; растущая терпимость к добрачным половым связям; усиление открытости сексуальной сферы; признание права женщины на обладание собственной сексуальности и на получение сексуального наслаждения; коммерциализация секса; повышение толерантности к нетрадиционным форма совершения полового акта и гомосексуальным контактам; расширение разнообразия сексуальной практики в массовом масштабе" . Данные положения актуальны и для России, о чем свидетельствуют 312 опросы общественного мнения . А по мнению О.А. Бочаровой. опирающейся на анализ данных ВЦИОМ, "...шаг в сторону сексуальной пермиссивности был сделан не сейчас, а в 70 х, не нынешней молодежью, которая "подхватила эстафету", а предыдущем поколением... "Послеоттепельное поколение" разрушило старую нормативную структуру и отделило секс от семьи. Можно назвать этот ценностный сдвиг "бархатной сексуальной революцией", почти незаметно для современников подточившей одну из опор социального порядка". Нынешнее поколение лишь продолжило эту тенденцию в гораздо более явной, открытой форме. "Тем не менее, за исключением высокостатусных модерных 310 Савинов Л.Н. Семьеведение. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2000. С.89. 31 Анурин В.Ф. Сексуальная революция: двойной стандарт // Социс. 2000. №9. С.90. 156 |