нисходящих поколений (родители, дети, внуки) и многочисленными родственниками (сестры, братья и др.), становятся слабыми и неглубокими связи между поколениями внутри семьи. В частности исследование, проведенное Римашевской Н., Ванной Д., Малышевой М. и др.145, выявило прогрессирующее снижение влияния бабушек в российских семьях, «но даже если бабушки проживают вместе, данные о распределении обязанностей по воспитанию детей показывают, что они не играют значимой роли»146. Таким образом, в современном высокомобильном обществе социальный статус и судьба в целом стали проблемой, решаемой каждым поколением как бы заново, на свой страх и риск. Это осложняет линейную зависимость между прошлым и будущим и выводит на первый план проблему преемственности или конфликта поколений. В настоящее время, существенные коррективы в сложившуюся систему преемственности поколений по линии родственных отношений были внесены с появлением и развитием современной нуклеарной семьи, что во многом высветило негативные тенденции в системе преемственности поколений. Одна из проблем заключается в том, что рост численности нуклеарных семей влечет за собой тенденцию сокращения периода сосуществования поколений в семье и высвечивает противоречия в воспитательной сфере семьи. Наиболее существенным из них, по мнению некоторых исследователей, на современном этапе является противоречие между необходимостью поддержания культурной непрерывности общества и дискретностью, заложенной в природе нуклеарной семьи. Происходит разрыв межпоколенной связи в момент разъединения семьи на отдельные группы. Родственники, в прошлом проживавшие в пространственных пределах, достаточных для постоянного, непрерывного общения, выделились в замкнутые, территориально отделенные и главное 155 См.: Римашевская И., Ванной Д., Малышева М. и др. Окно в русскую частную жизнь. Супружеские пары в 1996 году. М.: Аса<1еппа, 1999. 272с. 146Там же.-С. 235. 94 |
Таким образом, добрачное поведение и выбор брачного партнера, будучи социально-биологическими системами, эволюционируют вместе с изменениями, происходящими в обществе. В своей структуре они содержат разнообразные ценностные ориентации партнеров, которые в дальнейшем займут определенное место в иерархической структуре семейных ценностей. Сегодняшняя ситу ация в стране, несомненно, накладывает свой отпечаток на добрачное поведение молодежи и выбор брачного партнера. Молодежь слабо учитывает правила добрачного поведения, которые были закреплены, санкционированы в прошлом обществом и культурой, критически-недоверчиво относится к заданным извне ценностям, установкам, советам, формам поведения, что пробуждает осмысливание ценностных ориентаций добрачной системы самостоятельно. Отсюда, как отмечает Савинов "преимущественно стихийный характер выбора с чертами предприимчивости, целеустремленного напора, раскованности, однобокого эгоизма" . Сфера родства. В течение XX века произошли значительные изменения в структуре семьи как социального института. Постепенно исчезают традиционные трехпоколенные семьи с достаточно большим количеством нисходящих поколений (родители, дети, внуки) и многочисленными родственниками (сестры, братья и др.), становятся слабыми и неглубокими связи между поколениями внутри семьи. В частности исследование, проведенное Римашевской Я., Ванной Д.% Малышевой М. и др.328 329 % выявило прогрессирующее снижение влияния бабушек в российских семьях, "но даже если бабушки проживают вместе, данные о распределении обязанностей по воспитанию детей показывают, что они не играют значимой роли"330. Таким образом, в современном высокомобильном обществе социальный статус и судьба в целом стали проблемой, решаемой каждым поколением как бы заново, на свой страх и риск. Это осложняет линейную зависимость между Голод С.И. Стабильность семьи: социологический и демографический аспект. Л.: Наука, 1984. С.25. 328 Савинов Л.Н. Семьеведение. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2000. С.63. См.: Римашевская Н., Ванной Д., Малышева М. и др. Окно в русскую частную жизнь. Супружеские пары в 1996 году. М.: Асабепна, 1999. 272с. 336 Там же. С.235. 161 прошлым и будущим и выводит на первый план проблему преемственности или конфликта поколений. В настоящее время, существенные коррективы в сложившуюся систему преемственности поколений по линии родственных отношений были внесены с появлением и развитием современной нуклеарной семьи, что во многом высветило негативные тенденции в системе преемственности поколений. Одна из проблем заключается в том, что рост численности нуклеарных семей влечет за собой тенденцию сокращения периода сосуществования поколений в семье и высвечивает противоречия в воспитательной сфере семьи. Наиболее существенным из них, по мнению некоторых исследователей, на современном этапе является противоречие между необходимостью поддержания культурной непрерывности общества и дискретностью, заложенной в природе нуклеарной семьи. Происходит разрыв межпоколенной связи в момент разъединения семьи на отдельные группы. Родственники, в прошлом проживавшие в пространственных пределах, достаточных для постоянного, непрерывного общения, выделились в замкнутые, территориально отделенные и главное разъединенные духовно ячейки. Такой разрыв между старшими и младшими поколениями приводит к падению авторитета семьи, изменению представлений о нравственном, социальном примере родственной группы; в целом, отношения родства становятся вторичными по сравнению с отношениями гражданства, что приводит к значительному изменению социальных связей, отрицательным психологическим последствиям. Анализ литературы позволяет говорить о структурных изменениях в сфере родительства: Во первых, разрушение патриархальных внутрисемейных связей, что приводит к усложнению межличностных отношений между супругами, родителями и детьми. Т.А. Гурко331 анализируя тенденции трансформации института родительства, отмечает, что в современных условиях происходит 331 Гурко Т.А. Вариативность представлений в сфере родительства // Социс. 2000. №11. С.90. 162 поддержки индивида, так как производство, образование, религия, забота о престарелых и больных ушли из частной сферы. Функции семьи частично стали выполнять другие социальные институты, а семейные ценности подверглись трансформационным изменениям во всех брачно-семейных сферах. Для сферы добрачного поведения и выбора брачного партнера характерно то, что ценностные ориентации юношей и девушек утрачивают матримониальное направление, становятся вполне нормальными добрачные и внебрачные сексуальные отношения, согласие родителей на брак отходит на второй план. В сфере родства наиболее остро стоит проблема преемственности поколений, возникшая с появлением и развитием нуклеарной семьи. Родственники, в прошлом проживавшие в пространственных пределах, достаточных для постоянного, непрерывного общения, выделились в замкнутые, территориально отделенные и главное разъедининенные духовно ячейки. Такой разрыв между старшими и младшими поколениями привел к падению авторитета семьи, изменению представлений о нравственном, социальном примере родственной группы. Разрушение патриархальных внутрисемейных связей привело к усложнению межличностных отношений между супругами, родителями и детьми в сфере родительства. Потребность в детях занимает невысокое положение в структуре потребностей личности, а высокий уровень внесемейных ценностных ориентаций влечет осознание родительства как препятствие для самореализации личности, что само по себе определяет снижение потребности в детях. Эволюция семейной организации привела к значительным трансформациям социальных ролей супругов, которые связаны с развитием социально профессиональной структуры общества. Появление нового типа семьи с обоюдной карьерой мужа и жены стало общеисторическим фактом, связанным с определенной ступенью развития человеческой цивилизации. Резко изменились внутрисемейные функции супругов. Произошла утрата патриархальной роли отца и супруга в семье в связи с возрастанием 172 |