Проверяемый текст
Федулова Анна Борисовна. Семья и семейные ценности (Диссертация 2003)
[стр. 95]

разъединенные духовно ячейки.
Такой разрыв между старшими и младшими поколениями
приводит к падению авторитета семьи, изменению представлений о нравственном, социальном примере родственной группы; в целом, отношения родства становятся вторичными
но сравнению с отношениями гражданства, что приводит к значительному изменению социальных связей, отрицательным психологическим последствиям.
Анализ литературы позволяет говорить о структурных изменениях в сфере родительства.
Во первых, разрушение патриархальных внутрисемейных связей, что приводит к усложнению межличностных
отношении между супругами, родителями и детьми.
Т.А.

Гурко1’7 анализируя тенденции трансформации института родительства, отмечает, что в современных условиях происходит размывание нормативов на уровне представлений.
Предпосылкой этого процесса служит многообразие реальных практик родительства и их артикуляции.
Во вторых, снижение потребности семьи в детях и высокий уровень внесемейных ценностных
ориентации, что влечет осознание родительства как препятствие для самореализации личности.
В настоящее время социальная мобильность выступает одной из мощнейших социальных ценностей, на которые в современной России ориентируется растущее число людей.
В третьих, снижение потребности семьи в детях находит свое проявление и подтверждение в количественных показателях репродуктивного поведения населения.
В.М.
Медное, В.Н.
Переведенцев отмечают на этот счет «практически все хотят иметь ребенка, но все большая часть желает иметь только одного.
Главной причиной может быть то, что дети перестали быть гарантом обеспеченной
старости»147 148.
В тоже время, сегодня в прогнозировании рождаемости особую
147 Гурко Т.А.
Вариативность представлений в сфере родительства // Социс.
2000.
№11.
-С.90.

148Кризис семьи и депопуляция в России («Круглый стол») // Социс.
1999.
-№11С.55.

95
[стр. 162]

прошлым и будущим и выводит на первый план проблему преемственности или конфликта поколений.
В настоящее время, существенные коррективы в сложившуюся систему преемственности поколений по линии родственных отношений были внесены с появлением и развитием современной нуклеарной семьи, что во многом высветило негативные тенденции в системе преемственности поколений.
Одна из проблем заключается в том, что рост численности нуклеарных семей влечет за собой тенденцию сокращения периода сосуществования поколений в семье и высвечивает противоречия в воспитательной сфере семьи.
Наиболее существенным из них, по мнению некоторых исследователей, на современном этапе является противоречие между необходимостью поддержания культурной непрерывности общества и дискретностью, заложенной в природе нуклеарной семьи.
Происходит разрыв межпоколенной связи в момент разъединения семьи на отдельные группы.
Родственники, в прошлом проживавшие в пространственных пределах, достаточных для постоянного, непрерывного общения, выделились в замкнутые, территориально отделенные и главное разъединенные духовно ячейки.
Такой разрыв между старшими и младшими поколениями приводит к падению авторитета семьи, изменению представлений о нравственном, социальном примере родственной группы; в целом, отношения родства становятся вторичными
по сравнению с отношениями гражданства, что приводит к значительному изменению социальных связей, отрицательным психологическим последствиям.
Анализ литературы позволяет говорить о структурных изменениях в сфере родительства: Во первых, разрушение патриархальных внутрисемейных связей, что приводит к усложнению межличностных
отношений между супругами, родителями и детьми.
Т.А.

Гурко331 анализируя тенденции трансформации института родительства, отмечает, что в современных условиях происходит 331 Гурко Т.А.
Вариативность представлений в сфере родительства // Социс.
2000.
№11.
С.90.

162

[стр.,163]

размывание нормативов на уровне представлений.
Предпосылкой этого процесса служит многообразие реальных практик родительства и их артикуляции.
Во вторых, снижение потребности семьи в детях и высокий уровень внесемейных ценностных
ориентаций, что влечет осознание родительства как препятствие для самореализации личности.
В настоящее время социальная мобильность выступает одной из мощнейших социальных ценностей, на которые в современной России ориентируется растущее число людей.
В третьих, снижение потребности семьи в детях находит свое проявление и подтверждение в количественных показателях репродуктивного поведения населения.
В.М.
Медное, В.Н.
Переведенцев отмечают на этот счет "практически все хотят иметь ребенка, но все большая часть желает иметь только одного.
Главной причиной может быть то, что дети перестали быть гарантом обеспеченной
старости"332.
В тоже время, сегодня в прогнозировании рождаемости особую
значимость приобретают данные социологических исследований семьи, ее образа жизни и репродуктивного поведения.
В частности социологодемографическое исследование "РОССИЯ 2000"333 показало, что "в ближайшие годы (и десятилетия) следует ожидать не только роста числа тех, кто считает, что их жизненные условия не позволяют им обзавестись хотя бы еще одним ребенком (причем независимо от того, каковы эти условия "на самом деле", т.е.
какими они представляются стороннему наблюдателю), но и дальнейшего снижения самой потребности в детях, как закономерного и неизбежного результата переориентации на внесемейные ценности"334.
Результаты исследования свидетельствуют в целом о дальнейшем ослаблении репродуктивных установок, и здесь основной контекст делается на то, что репродуктивные ориентации тесно связаны с ориентацией на желаемый уровень семейного дохода, "больший доход это не только большие достижения, 332 Кризис семьи и депопуляция в России («Круглый стол») // Социс.
1999.
№11.
С.55.

ъз См.: Медков В.М.
Социологические проблемы демографического прогнозирования: российская семья на рубеже столетий (по материалам социолого-демографического исследования «РОССИЯ 2000») // Вест.
МГУ.
Сер.
18.
Социология и политология.
2002.
№ 1.
334 Там же.
С.71-72.
163

[стр.,172]

поддержки индивида, так как производство, образование, религия, забота о престарелых и больных ушли из частной сферы.
Функции семьи частично стали выполнять другие социальные институты, а семейные ценности подверглись трансформационным изменениям во всех брачно-семейных сферах.
Для сферы добрачного поведения и выбора брачного партнера характерно то, что ценностные ориентации юношей и девушек утрачивают матримониальное направление, становятся вполне нормальными добрачные и внебрачные сексуальные отношения, согласие родителей на брак отходит на второй план.
В сфере родства наиболее остро стоит проблема преемственности поколений, возникшая с появлением и развитием нуклеарной семьи.
Родственники, в прошлом проживавшие в пространственных пределах, достаточных для постоянного, непрерывного общения, выделились в замкнутые, территориально отделенные и главное разъедининенные духовно ячейки.
Такой разрыв между старшими и младшими поколениями
привел к падению авторитета семьи, изменению представлений о нравственном, социальном примере родственной группы.
Разрушение патриархальных внутрисемейных связей
привело к усложнению межличностных отношений между супругами, родителями и детьми в сфере родительства.
Потребность в детях занимает невысокое положение в структуре потребностей личности, а высокий уровень внесемейных ценностных ориентаций влечет осознание родительства как препятствие для самореализации личности, что само по себе определяет снижение потребности в детях.
Эволюция семейной организации привела к значительным трансформациям социальных ролей супругов, которые связаны с развитием социально профессиональной структуры общества.
Появление нового типа семьи с обоюдной карьерой мужа и жены стало общеисторическим фактом, связанным с определенной ступенью развития человеческой цивилизации.
Резко изменились внутрисемейные функции супругов.
Произошла утрата патриархальной роли отца и супруга в семье в связи с возрастанием 172

[Back]