Проверяемый текст
Агеев, Олег Владимирович; Институт государственной службы в системе властных отношений современной России (Диссертация 2002)
[стр. 25]

25 Тем не менее, мы можем отметить, что государственная служба традиционно привлекает к себе внимание политологов.
Также и Морозова Е.Г.
отмечает, что «публично-административная деятельность составляет одну из базовых субдисциплин политической науки, а необходимость повышения эффективности государственного и муниципального управления мощный и постоянно действующий фактор развития политологии».29 Закономерно, что среди пяти главных подтем, обсуждавшихся на восемнадцатом Всемирном конгрессе Международной ассоциации политической науки (г.
Квебек,
6 августа 2000 г.), который назывался «Мировой капитализм, управление и общность: к корпоративному тысячелетию?», был особо выделен тематический блок «элиты», «политический класс», «бюрократия», «государственная служба».30 Здесь также необходимо вспомнить, что политологи разных стран по результатам работы Международного коллоквиума по вопросам содержания и структуры политической науки, созванного по инициативе ЮНЕСКО (Париж, 1948 г.), договорились о том, чтобы включить в предметное поле политической науки среди прочего следующие компоненты: публичные (государственные) институты, их структура и функционирование; политическое участие и давление граждан (партии, групповые объединения, общественное мнение); политическая теория (теория политики и история политических идей).31 Очевидно, что государственная служба является составной частью компонента «публичные институты» и в этом смысле составляет предмет политической науки.
Однако в 50-х гг.
в связи с усилившимися процессами дифференциации и интеграции научного знания некоторые представители политической науки стали относить тематику, связанную с изучением политических институтов, партий, объединений, общественного мнения к «политической социологии»,
29Морозова Е.Г.
Государственная служба как предмет политической науки//Ежегодник-97: Государственная служба России.
М., РАГС, 1998, С.57.
30XVIII Всемирный конгресс Международной ассоциации политической наукн//Полис.
2000.
№ 6.
С.69.
31Политология в вопросах и ответах: Учебное пособие для вузов/Под ред.
Ю.Г.
Волкова.
М., 1999.
С.26.
[стр. 32]

9.
Этико-организационный подход исследует нравственные императивы социальной организации государственной службы, помогает создать механизм их реализации, изучает этическую основу организации, ценностные ориентиры индивидов и социальной общности государственных служащих.
10.
Группа управленческих подходов изучает управление как одну из функций организации, разрабатывает цели, Возможности и методы управляющего воздействия на организацию государственной службы в соответствии с объективными закономерностями управления.
11.
Информационный подход разрабатывает инновационные компоненты управляющего воздействия на организацию государственной службы информационные технологии, а также информационно-организационные механизмы накопления и использования знаний «социальной памяти».
Наконец, можно выделить исторический подход, который исследует историческую практику организации и функционирования государственной службы.
Для целей настоящего исследования важно подробнее осветить сущность и содержание политологического подхода к изучению государственной службы.
Отечественная политология не проявляет серьезного интереса к проблемам государственной службы, уступая первенство в исследовании этих проблем юридическим и социологическим наукам.
Более того, в российском политологическом дискурсе до сих пор нет полной ясности относительно того, что изучает политическая наука в сфере государственной службы.
Между тем феномен государственной службы, как справедливо отмечает Е.Г.
Морозова, традиционно привлекает к себе внимание политической науки, ибо «публично-административная деятельность составляет одну из ее базовых субдисциплин, а необходимость повышения эффективности государственного и муниципального управления мощный и постоянно действующий фактор развития политологии»42 Не случайно, что среди пяти главных подтем, обсуждавшихся на XVIII Всемирном Конгрессе Международной ассоциации политической науки (г.
Квебек,
16 августа 2000 г.), который назывался «Мировой капитализм, управление и общность: к корпоративному тысячелетию?», был особо выделен тематический блок «элиты», «политический класс», «бюрократия», «государственная служба»43.


[стр.,34]

тах управления, политологии или на отделениях (в Колумбийском университете государственное управление изучается на политологическом факультете)50.
Здесь также уместно напомнить, что политологи из разных стран по результатам работы Международного коллоквиума по вопросам содержания и структуры политической науки, созванного по инициативе ЮНЕСКО (Париж, 1948 г.), договорились о том, чтобы включить в предметное поле политической науки среди прочего следующие компоненты: публичные (государственные) институты (центральные, региональные и местные; законодательные, исполнительные и судебные), их структура и функционирование; политическое участие и давление граждан (партии, групповые объединения, общественное мнение); политическая теория (теория политики и история политических идей)51.
Очевидно, что государственная служба является составной частью компонента «публичные институты» и в этом смысле составляет предмет политической науки.
Однако в 50-х гг.
в связи с усилившимися процессами дифференциации и интеграции научного знания некоторые представители политической науки стали относить тематику, связанную с изучением политических институтов, партий, объединений, общественного мнения к «политической социологии»,
а исследования центральных и местных органов власти и управления объединили под названием «административные науки»52.
Как же взаимодействуют между собой политическая социология, административная наука и политология, когда они изучают государственную службу? Необходимо отметить, что ряд ученых-политологов до сих пор отождествляют политологию и политическую социологию как наиболее общие науки о политике53.
Другие пытаются «развести» эти науки.
Например, американские ученые С.
Липсет и Р.
Бендикс относят к предмету политологии прежде всего изучение политических институтов и способы их прямого воздействия на социальные группы и граждан, тогда как социология политики, по их мнению, изучает группу обратных связей и механизмов влияния гражданского общества на государственные институты54.
Таким образом, в политологии основное внимание сосредоточено, как считает В.С.
Комаровский, «на изучении взаимосвязей и взаимодействия государственной службы как самостоятельного социально-правового института государственной власти, с одной стороны, и граждан, институтов гражданского общества с дру

[Back]