Проверяемый текст
Агеев, Олег Владимирович; Институт государственной службы в системе властных отношений современной России (Диссертация 2002)
[стр. 43]

43 чем любая другая форма управления.
Точность, надежность, быстрота, безличность, дисциплина, предвидимость, знание, постоянство управленческого процесса и преемственность, унифицированность, единоначалие, субординация, специализация, сведение к минимуму конфликтов и экономичность всё это, считает немецкий социолог, достигает наивысшего развития в бюрократической организации.

Кроме того, бюрократическая организация наиболее рациональное институциональное устройство для решения сложных задач управления в современном обществе, и основа ее рациональности состоит в обезличенности ее функционирования, что дает гарантии от произвола конкретных исполнителей,63 Важным дополнением идеально-типической модели служит веберовский анализ государственной бюрократии в статьях, посвященных политическому положению в России и Германии начала XX века: «О ситуации буржуазной демократии в России», «Переход России к мнимому конституционализму», «Парламент и правительство в преобразованной Германии».
Содержание этих статей было рассмотрено английским социологом Д.
Битемом, который выделяет три различных аспекта веберовской концепции64.
Во-первых, это взгляд на бюрократию как технически наиболее эффективное орудие управления, превосходящее в этом качестве управленческий аппарат любого иного типа, такой подход был воплощен в идеально-типической модели рациональной бюрократии.
Вторая сторона веберовской концепции заключалась в том, что бюрократия рассматривалась как особая статусная группа со специфическими взглядами и ценностными ориентациями, которая не ограничивалась своей чисто инструментальной функцией, но стремилась к обладанию властью.
Наконец, третий аспект веберовской концепции состоял в том, что бюрократия отражала классовую 65Ооолонсюш А.В.
Бюрократия и бюрократизм (К теории вопроса).'/ Государство и право.
1993.
№ 12.
С.
89.
64Цит.
по: Масловский М.В.
Теория бюрократии Макса Вебера и современная политическая социология.
И.
Новгород, 1997.
С.
37,38.
[стр. 23]

сударственной службы, главный их которых все официальные лица, отвечающие за политику, должны избираться или назначаться выбранными официальными лицами на короткий период времени, а все государственные служащие, управленцы должны отбираться на основе системы оценки профессиональных качеств и находиться в должности столь долго, сколь долго они сохраняют техническую компетентность и эффективность.
Первым ученым, давшим систематизированный анализ государственной бюрократии, был немецкий социолог М.
Вебер .
Основным источником, в котором наиболее полно представлена теория бюрократии немецкого социолога, является его фундаментальный и итоговый труд «Хозяйство и общество» (1922 г.), который остался незавершенным.
Проблема власти бюрократии рассматривалась Вебером в политических статьях, в частности, в его статье «Парламент и правительство в преобразованной Германии» (1917 г.).
Рациональная бюрократия исследуется Вебером в ходе анализа легального господства.
Для такого господства характерно, что члены организации подчинены системе безличных абстрактных правил, которые могут быть изменены в соответствии с принятыми процедурами.
Наиболее чистый тип легального господства осуществляется бюрократическим управленческим аппаратом24.
Вебер отмечал, что повсеместное распространение бюрократии (в государственном аппарате и политических партиях, в университетах, в армии и т.д.) вызвано прежде всего тем, что она оказывается более эффективной, чем любая другая форма управления.
Точность, надежность, быстрота, безличность, дисциплина, предвидимость, знание, постоянство управленческого процесса и преемственность, унифицированность, единоначалие, субординация, специализация, сведение к минимуму конфликтов и экономичность всё это, считает немецкий социолог, достигает наивысшего развития в бюрократической организации.

По мнению Вебера, бюрократия в современном обществе представляет собой не просто безличный инструмент управления, но также и особую социальную группу со своими собственными взглядами и ценностными ориентациями («кодексом чести»).
Например, помимо чувства служебного долга, такой кодекс подразумевал гордость чиновников своей беспристрастностью, высокой компетентностью и истинным пониманием национальных интересов, что, с точки зрения

[Back]