20 ления в поколение, зависят от этнического и общего менталитета и составляют основание правовой культуры. Правовая культура на основе знаний и представлений формирует легитимные (общепризнанные) поведенческие образцы, нормы, ценности, стереотипы и правила в отношении к позитивному праву, регулирующие деятельность социальных субъектов. Взаимосвязь между правовой культурой и правовым поведением обусловлена и их функциональной нацеленностью на поддержание фундаментальных сетей отношений, взаимодействия, взаимопонимания, обеспечения социального порядка и безопасности. Любое правовое поведение и всякая правовая культура имеют "бинарный" характер: включают в себя и положительные, и отрицательные устойчивые черты, наблюдаемые в сознании и поведении субъектов политического и правового процесса. На уровне метафор эти специализированные сферы предстают как своеобразные матрицы правовой жизни, задающие устойчивые формы сознанию и поведению отдельных граждан, групп, институтов и общества в целом. Правовая культура детерминирует правовое поведение человека на обыденном уровне косвенно, опосредованно. Исследования показывают, что связующим звеном между ними является область социокультурных образцов и ценностей, что вытекает из ранее представленной морфологии обыденной культуры. Так, право через соответствующие представления, знания и навыки оказывается связанным с моралью; а культура с поведением субъекта политического и правового процесса. Связи социально значимого типа между специализированными сферами правового поведения и обыденным пластом культуры поддерживаются еще и благодаря тому, что обыденная культура содержит реальные социальные образцы повседневного правомерного поведения. |
ве формальных границ правомерного и неправомерного и отношение к ним конкретного субъекта, оценивающего, критикующего, соотносящего свои ценности, потребности и надежды с возможностями и ограничениями, которые заложены в праве. 1.1. Теоретихо-методологичесхие предпосылки анализа правосознания и правовой хультуры Правосознание тесно связано с правовой культурой, которая на основе знаний и представлений формирует легитимные (общепризнанные) поведенческие образцы, нормы, ценности, стереотипы и правила в отношении к позитивному праву, регулирующие активность различных общественных субъектов. Правовая культура и правосознание неоднородны. В одном и том же обществе существуют группы и подгруппы, которые по-разному относятся к позитивному праву, по-разному его воспринимают и неодинаково следуют его нормам. Правосознание зависит и от знаний, и от опыта столкновения субъекта с правовой практикой того или иного уровня. В результате формируется область ценностного восприятия права и правовой системы в целом, которая характеризуется положительным или негативным, тотальным или избирательным признанием права. Правовая культура отражается не только в правосознании, но и в правовом или противоправном поведении граждан или групповых общественных субъектов. Причем отклоняющееся от норм поведение не всегда является следствием осознанного мятежа, эскейпизма или новаторства в отношении к принятым в обществе правилам, а зачастую становится следствием слабой 13 |