Проверяемый текст
Тапчанян, Надежда Мартыновна. Правосознание и правовая культура личности в условиях обновления России (Диссертация 1998)
[стр. 29]

29 конодательства и юридическом практики и охватывающей все ценности, I которые созданы людьми в области права”.
Таким образом, правовая культура (это понятие тождественно понятию права как специализированной сферы культуры) пронизывает само право, правосознание, правовые отношения; законность и правопорядок, законотворческую и правоприменительную деятельность, а также иные виды правовой деятельности.
Казалось бы, какое конкретное отношение эта философскокультурологическая проблема имеет к анализу реального
правового поведения и правовой культуры в сегодняшнем российском обществе? Не удаляемся ли мы в заоблачные выси? Отнюдь нет.
И дело не только в том, что дефицит правосознания такая же актуальная проблема России конца XX века, как и конца века XIX.
И не только в том, что философия права и ее традиции оказывают существенное влияние и на процесс правового строительства, и на правоприменительную деятельность, и на правовое или же противоправное поведение.
Речь о том, что согласно нашему, традиционно моральному, пониманию сути права, оно неразрывно связывается в сознании с запретительными, карательными санкциями, которых человек стремится избежать, и именно это становится основным императивом его
взаимоотношении с правом.
Избегая негативных санкций, гражданин приучается бояться и отрицательно, со страхом наказания, воспринимать государство, как субъект и носитель права.
Он стремится
“обойти” закон как карательную силу и подчиняясь ему, и избегая наказания.
Таким образом, внутренняя нравственность права как государственного дозволения реализовывать естественные права” человека и
“общественного договора” между государством и его подданными о гарантиях определенных отношений, необ12 Там же.
С.500.
[стр. 17]

теопоетации такого выдающегося философа, как В.С.Соловьев («Спраздание добра»), правовые нормы представали как некие формализованные нравственные нормы, причем запретительного характера.
Примерно так истолкозывали право в западноевропейских протестантских трактатах XVI-XVII веков.
Поэтому з делом нельзя не согласиться с выводом о том, что «философия права в точном смысле этого слова в нашем культурном наследии попросту отсутствует.
Именно там, где русская философия, выражаясь словами Гегеля, «утверждается в собственной стихии» (стихии морально-практического суждения), феномен права стушевывается и превращается в периферийную и прикладную этическую тему».3 Казалось бы, какое конкретное отношение эта философско-культурологическая проблема имеет к анализу реального правосознания и правовой культуры в сегодняшнем российском обществе? Не удаляемся ли мы в заоблачные выси? Отнюдь нет.
И дело не только в том, что дефицит правосознания такая же актуальная проблема России конца XX века, как и конца века XIX.
И не только в том, что философия права и ее традиции оказывают существенное влияние и на процесс правового строительства, и на правоприменительную деятельность, и на правовое или же противоправное поведение.
Речь о том, что согласно нашему, традиционно моральному, пониманию сути права, оно неразрывно связывается в сознании с запретительными, карательными санкциями, которых человек стремится избежать , и именно это становится основным императивом его
17 3 Там же.
С.231.


[стр.,18]

взаимоотношений с правом.
Избегая негативных санкций, гражданин приучается бояться и отрицательно, со страхом наказания, воспринимать государство, как субъект и носитель права.
Он стремится
«обойти» закон как карательную силу и подчиняясь ему, и избегая наказания.
Таким образом внутренняя нравственность права как государственного дозволения реализовывать «естественные права» человека и
«общественного договора» между государством и его подданными о гарантиях определенных отношений, необходимых праз и свобод, в таких отношениях практически выхолащивается.
Моралистический подход к праву, возведенный в абсолют, становится источником деморализации правоотношений.
Есть у этого парадокса и другая, не менее негативная сторона.*Ее в наиболее острой и категоричной форме сформулировал А.И.
Герцен: «Русский, какого бы звания он ни был, обходит и нарушает закон всюду, где это можно сделать безнаказанно, и совершенно так же поступает правительство».
Как мы видим, анализируя современную действительность, национальная традиция не умирает ни среди масс, ни среди властвующих элит.
Но это традиция противоправия чрезвычайно опасная.« Ведь в эталонной для нас по многим основаниям (чистоте, рациональности, прагматичности, социализированности права и государства) Европе столетия, начиная со средних веков, ушли на то, чтобы сформулировать соответствующие философские идеи, обосновать их и воплотить в юридической практике.
Народ, в конечном счете, можно принудить выполнять законные установления.
Но суть-то в том, что развитое 13 Ч

[Back]