Проверяемый текст
Тапчанян, Надежда Мартыновна. Правосознание и правовая культура личности в условиях обновления России (Диссертация 1998)
[стр. 36]

36 Однако его идея не лишена и глубинного смысла в прямой своей сути.
Действительно, функциональная подготовка, карьера, опыт правоприменения различных специалистов весьма точно отражают уровень правовой культуры в обществе в целом, поскольку представляют срез социальной ценности самой профессии юриста, оценки его профессиональной
деяч> тельности и качества той правоприменительной практики, с которой сталкиваются простые граждане.
Несколько в ином, уже институциональном,
О смысле предлагает рассматривать индикаторы правовой культуры другой исследователь «Культура это прежде всего особая форма осознания системности и целостности общественной жизни.
Поэтому интерпретация правосудия как феномена культуры имеет прежде всего методологическое значение: правосудие следует рассматривать не изолированно от других форм социальной общественной деятельности, а в комплексе всех взаимосвязей и
взаимоотношении; оно выступает не как нечто отвле■ ченное, а как конкретное и живое общественно-производственное социальное явление справедливости”.19 Анализируя конкретные проблемы судебной деятельности, этот автор обосновывает тезис о том, что правовая культура системное явление, которое ориентирует на комплексную перестройку работы правоохранительных и судебных органов, где формы организации процесса, использование технических средств, документирование, подготовка кадров и совершенствование самого законодательства связаны воедино, и низкии уроК * вень одного из звеньев системы говорит о недостаточно высокой правовой культуре правосудия в целом.
19 Ликас А.
А.
Правовая культура правосудия: современные проблемы // Советское государство и право.
1990.
№5.
С.76.
[стр. 25]

учтены «национальные архетипы» права и институциональные г традиции социального строительства з конкретной стране.
Однако его идея не лишена и глубинного смысла з прямой своей сути.
Действительно, функциональная подготовка, карьера, опыт правоприменения различных специалистов весьма точно отражают уровень правовой культуры в обществе в целом, поскольку представляют срез социальной ценности самой профессии юриста, оценки его профессиональной
деятельности и качества той правоприменительной практики, с которой сталкиваются простые граждане.
Несколько в ином, уже институциональном,
смысле предлагает рассматривать индикаторы правовой культуры другой исследователь, А.А.Ликас: «Культура это прежде всего особая форма осознания системности и целостности общественной жизни.
Поэтому интерпретация правосудия как феномена культуры имеет прежде всего методологическое значение: правосудие следует рассматривать не изолированно от других форм социальной общественной деятельности, а в комплексе всех взаимосвязей и
взаимоотношений; оно выступает не как нечто отвлеченное, а как конкретное и живое общественно-производственное социальное яв/ ление справедливости».
/ Анализируя конкретные проблемы судебной деятельности, этот автор обосновывает тезис о том, что правовая культура системное явление, которое ориентирует на комплексную перестройку работы правоохранительных и судебных органов, где
25 9 Ликас A.A.
Правовая культура правосудия: современные проблемы // Советское государство и право.
1990.
№5.
С.76.


[стр.,26]

формы организации процесса, использование технических средств, документирование, подготовка кадров и совершенствование самого законодательства связаны воедино, и низкий уровень одного из звеньев системы говорит о недостаточно зысокой праэозой культуре правосудия з целом.
Очень важной теоретико-методологической предпосылкой анализа правосознания и правовой культуры является само по себе корректное определение права.
Его советская интерпретация как возведенной в закон воли правящего класса была подвергнута справедливой критике отечественными юристами уже в 1970-е годы.
«Тогда были подвергнуты сомнению все четыре элемента упомянутого определения: господство одного класса над другим в современном обществе; чисто государственное происхождение права, в том числе прав человека; полное совпадение права и закона; верховенство государства над 10правом».
Эта критика была связана, в первую очередь, с развитием демократических настроений и формированием идеи правового государства.
В результате возникли концепции широкого понимания права, куда включались, наряду с юридическими нормами, правовые отношения, правовая идеология и правосознание, а также различения права и закона.
Закон был отнесен к области правовых предписаний, а право стало толковаться как социетальная, то есть обладающая определенной функциональной автономией, подсистема общества.
Право же приобрело новую, 26 См.: Кудрявцев В.Н.
О правопонимании.
и законности // Государство и право.
1994.
№3.
С.З.

[Back]