39 сударства, его социально-экономический строй. Задача демократа и гуманиста бороться за то, чтобы законы и все другие правовые акты максимально содействовали прогрессивному развитию общества”."4 Иными еловами, правовая культура деятельно создается в индивидуальной социальной активности людей, строящих новые отношения. От их желания и социальных устремлений зависит тот облик права, который возникнет и в законах, и в правоохранительной деятельности, направленной на личную и общественную безопасность. Второй стороной является все же политическая ориентация государства, задающего режим функционирования как праву, % так и всему обществу. Правовое поведение и правовая культура индивидов, как мы видели, образуют единый социально-правовой контекст, в основе которого лежат три базисных момента: государство с его политикой по отношению к индивиду; общество с его внутренней структурой, определяющее качество такого отношения; и, наконец, сам индивид как субъект правового поведения и носитель культуры. Рассмотренные нами выше варианты понимания права и правовой культуры представляют собой специфические формы взаимодействия индивида и государства. Необходимо помнить, что государство и индивид это два противоположных полюса правовых и политических отношении, между которыми всегда существует напряжение I £ л V 24 Кудрявцев В.Н. О правопонимании и законности К Государство и право. 1994. №3. С.6. 25 Определенный интерес здесь представляет концепция этического государства Дж.Джентиле: "...государство в своей сущностной интериорности не только этическая воля, но и вообще самосознание; и, стало быть, полная и совершенная человечность... Истинное государство, напротив, не ограничивает, а расширяет; не подавляет, а возвышает личность гражданина; не угнетает, а освобождает ее". (См.: Джентиле Дж. Введение в философию. СПб., 2000. С.294-95.). |
ласть законов и ноом (позитивное поаво) и область отношений, идей и феноменоз сознания (институтов, ценностей и представлений), то окажется, что сделанный вывод не просто обоснован, он даже более точно должен расставить акценты на то, что содержится в праве помимо закона и иных формальных установлений: на культурные аспекты бытия права в правосознании, правовой идеологии, правовых взаимодействиях. £ И, наконец, еще один методологический принцип, который формирует «человекоцентрированное» представление о современном праве, правотворчестве, правоприменении и формировании правовой культуры в обществе. Он сформулирован известным ученым и авторитетным юристом, академиком В.Н. Кудрявцевым: «Никакая правовая система не является идеальной; принципы гуманизма и демократии воплощаются в ней постольку, поскольку демократичен и прогрессивен политический режим государства, его социально-экономический строй. Задача демократа и гуманиста бороться за то, чтобы законы и все другие правовые акты максимально содействовали прогрессивному развитию общества».14 Иными словами, правовая культура деятельно создается в индивидуальной социальной активности людей, строящих новые отношения. От их желания и социальныха устремлений зависит тот облик права, который возникнет и в законах, и в правоохранительной деятельности, направленной на личную и общественную безопасность. Второй стороной является все же политическая ориентация государства, эадающе14 Кудрявцев В.Н. О правопонимании и законности // Государство и право. 1994. №3. С.б. |