53 которая бы содержала в качестве основного нормативного предписания реальное уважение к закону и готовность его неукоснительно соблюдать. Особым этапом человеческой истории, формирующим современное правосознание гражданского общества, стали Х1Х-ХХ века, когда возникли и сформировались буржуазные государства, институционально основанные на формальном праве —декларациях, конвенциях, конституциях. В них были достаточно строго и определенно сформулированы основные права и свободы граждан, приняты кодексы, регулирующие разнообразные социальные взаимодействия правоответственных субъектов, сформировано понятие обязанностей и ответственности. Таким образом, возникло и закрепилось «юридическое мировоззрение», которое и породило правовое общество и правовое государство современного типа. Россия в это время шла по иному пути: православие, в отличие от католичества, отнюдь не восприняло ту часть религиозной традиции, которая была связана с рациональным правовым началом, поэтому правовой менталитет большинства россиян (православных и мусульман, где также приоритет имеет обычное, адатное, право) долгое время оставался патриархальным в соответствии с заложенными в него архетипами. Череда модернизаций российского общества и в XIX, и в XX веке приводила к реформам правовой системы в духе западноевропейской традиции, но по причине особенностей национально-правовых устоев они не прививались или же приобретали весьма своеобразные формы воплощения, сильно отличающиеся от модельного образца. В пример можно привести и судебную систему прошлого века, и советскую демократию, и нынешнюю систему "разделения властей". |
го режим функционирования как праву, так и всему обществу. Таким образом, исследуя правовую культуру и правосознание, необходимо учитывать сложную диалектику общественного и индивидуального, современного и исторического, национального и общечеловеческого в представлениях людей о праве и з их конкретном поведении. 1.2. Структура и факторы формирования правосознания личности Правосознание в различных формах всегда было присуще человеку, но длительный исторический период это были почти нерефлексивные представления, основанные на страхе наказания, вере, чувстве долга (моральных обязательств). Именно европейская культура породила рационально-рефлексивные представления о праве как общественной целесообразности (римское право) и поставила проблему индивидуальности, личности (то есть в том числе правоответственного лица) в эпоху Возрождения. Особым этапом человеческой истории, формирующим современное правосознание гражданского общества, стали Х1Х-ХХ века, когда возникли и сформировались буржуазные государства, институционально основанные на формальном праве декларациях, конвенциях, конституциях. В них были достаточно строго и определенно сформулированы основные права и свободы граждан, приняты кодексы, регулирующие разнообразные социальные взаимодействия правоответственных субъектов, сформировано понятие обязанностей и ответственности. 29 Таким образом, возникло и закрепилось «юридическое мировоззрение», которое и породило правовое общество и правовое государство современного типа. Россия в это время шла по иному пути: православие, в отличие от католичества, отнюдь не восприняло ту часть религиозной традиции, которая была связана с рациональным правовым началом, поэтому правовой менталитет большинства россиян (православных и мусульман, где также приоритет име4 ет обычное, адатное, право) долгое время оставался патриархальным з соответствии с заложенными в него архетипами. Череда модернизаций российского общества и в XIX, и вщ XX веке приводила к реформам правовой системы в духе западно-европейской традиции, но по причине особенностей национально-правовых устоев они не прививались или же приобретали весьма своеобразные формы воплощения, сильно отличающиеся от модельного образца. В пример можно привести и судебную систему прошлого века, и советскую демократию, и нынешнюю систему «разделения властей». Поэтому для России проблема формирования правосознания, отвечающего духу времени и происходящих общественных перемен, дающего возможность сохранять самобытность, но стать в то же время «открытым обществом», демократичным, основанным на законе, с активной рыночной динамикой, является первостепенной. Без этого «хорошие» законы не будут работать, а наиболее «деятельные» общественные субъекты будут постоянно уклоняться от выполнения закономерных требований и обязательств. Усложнение условий современной жизни и возрастание 30 |