Проверяемый текст
Соколова, Галина Викторовна. Публицистическая корреляция "факт-оценка" как условие функционирования имени собственного в текстах СМИ (Диссертация 2007)
[стр. 141]

141 чтобы опорочить доброе имя лиц, занимающих в регионе высокое социальное положение.
Конфликт убеждений и ценностей при этом является изоморфным реальному противоречию мнений между журналистом и объектом текста.
В дискурсе региональной прессы формой функционирования имплицитных речевых средств инвективного содержания выступают определенные жанры: фельетон, памфлет, пародия.
В центре внимания данных жанров находятся факты негативной информации (факты, которые сами по себе несчастье, беда, кризис, конфликт, горе, катастрофа, крушение надежд и т.п.
или оцениваются журналистом как таковые).
В качестве темы данных жанров в региональной прессе избирается изображение определенной сферы жизнедеятельности социального организма.
При этом журналиста интересуют прежде всего вопросы внутренней политики и внутренних конфликтов в регионе, преступления должностных лиц и социальные аномалии.
Объект текста использует
механизм обработки подобных жанров, нежелательный для автора газетного текста, это механизм своеобразного контрсценария.
Для текстов, ориентированных на воздействие, контрсценариями и предстает разного рода критика, рациональный анализ, а также воздействие, провоцирующее агрессию против автора.
При критическом освещении негативных, с точки зрения журналиста, сторон деятельности личности, занимающей высокое социальное положение, данные жанры в прагматическом плане являются наиболее оптимальными именно для имплицитного выражения оскорбительного смысла.
Инвективный смысл подобных жанров является доказуемым только в одном из интерпретационных вариантах, что дает возможность журналисту избежать прямых оскорблений, за которые его можно привлечь к суду.
Отрицание оскорбительности, вменяемое объектом текста журналисту, при использовании данных жанров основывается на том, что их речевую конву образуют общеупотребительные слова, которые согласно литератур
[стр. 114]

чия.
Подобная журналистская стратегия была воспринята объектом текста как оскорбление, нацеленное на дискредитацию его чести и достоинства.
Газетная ирония при реализации указанной стратегии все определеннее движется к большей рациональности и одновременно к сдержанности в применении художественно-образных средств, аллегорический намек сопровождается имплицитным, замаскированным обличением.
Достигается это в единстве рационально-логического и эмоционального отражения актуальной социальной ситуации, в подчинении иронического анализа конкретным практическим задачам общества.
При определении инвектогенности иронической насмешки основную прагматическую роль играет содержание речи, экстралингвистические условия коммуникативного акта.
Инвектогенный характер данных речевых факторов дает возможность оценить шутливый тон текста как недопустимый («неприличный»), дискредитирующий честь, достоинство и деловую репутацию объекта текста.
К условиям, трансформирующим насмешку в оскорбление, можно отнести коммуникативную или иную дистанцию между оппонентами по дискурсу, имплицитно выраженная отрицательная оценка профессиональной деятельности личности, приводящая объекта текста к аффективному состоянию, общественному порицанию речевого поведения журналиста, что вызывает затяжной информационный конфликт.
В дискурсе прессы формой функционирования имплицитных речевых средств инвективного содержания выступают определенные жанры: фельетон, памфлет, пародия.
В центре внимания данных жанров находятся факты негативной информации (факты, которые сами по себе несчастье, беда, кризис, конфликт, горе, катастрофа, крушение надежд и т.п.
или оцениваются журналистом как таковые).
В качестве темы данных жанров в региональной прессе избирается изображение определенной сферы жизнедеятельности социального организма.
При этом журналиста интересуют прежде всего вопросы внутренней политики и внутренних конфликтов в регионе, преступления должностных лиц и социальные аномалии.
Объект текста использует
меха114

[стр.,115]

низм обработки подобных жанров, нежелательный для автора газетного текста, это механизм своеобразного контрсценария.
Для текстов, ориентированных на воздействие, контрсценариями и предстает разного рода критика, рациональный анализ, а также воздействие, провоцирующее агрессию против автора.
При критическом освещении негативных, с точки зрения журналиста, сторон деятельности личности, занимающей высокое социальное положение, данные жанры в прагматическом плане являются наиболее оптимальными именно для имплицитного выражения оскорбительного смысла.
Инвективный смысл подобных жанров является доказуемым только в одном из интерпретационных вариантах, что дает возможность журналисту избежать прямых оскорблений, за которые его можно привлечь к суду.
Отрицание оскорбительности, вменяемое объектом текста журналисту, при использовании данных жанров основывается на том, что их речевую конву образуют общеупотребительные слова, которые согласно литературным
нормам не относятся к уничижительным.
Однако прагматические условия их употребления порождают дополнительные (имплицитные) смыслы, несущие заряд инвективности в силу направленности на отрицательную оценку профессиональной квалификации и деятельности лица, занимающего в регионе значительный пост.
Именно поэтому в данных жанрах наблюдается факт нарушения журналистом допустимого диапазона коммуникативной свободы.
Относительная автономность анализируемых речевых жанров обеспечивает для журналиста возможность варьировать их формы, в которых представлено авторское отношение к возникшей ситуации и способам ее позитивной трансформации, без чего вряд ли возможно говорить о какой-либо коммуникативной свободе вообще.
Острота сложившейся в регионе ситуации социального конфликта оказывает сильнейшее влияние на выбор той или иной жанровой формы.
Наши наблюдения свидетельствуют, что региональные журналисты все чаще прибегают к симбиозу жанров, синтезированию 115

[Back]