Проверяемый текст
Соколова, Галина Викторовна. Публицистическая корреляция "факт-оценка" как условие функционирования имени собственного в текстах СМИ (Диссертация 2007)
[стр. 142]

142 ным нормам не относятся к уничижительным.
Однако прагматические условия их употребления порождают дополнительные (имплицитные) смыслы, несущие заряд инвективности в силу направленности на отрицательную оценку профессиональной квалификации и деятельности лица, занимающего в регионе значительный пост.
Именно поэтому в данных жанрах наблюдается факт нарушения журналистом допустимого диапазона коммуникативной свободы.
Относительная автономность анализируемых речевых жанров обеспечивает для журналиста возможность варьировать их формы, в которых представлено авторское отношение к возникшей ситуации и способам ее позитивной трансформации, без чего вряд ли возможно говорить о какой-либо коммуникативной свободе вообще.
Острота сложившейся в регионе ситуации социального конфликта оказывает сильнейшее влияние на выбор той или иной жанровой формы.
Наши наблюдения свидетельствуют, что региональные журналисты все чаще прибегают к симбиозу жанров, синтезированию
образов и ситуаций, понятий и концепций, что позволяет сделать авторское мнение более обоснованным, высветить противоречивость убеждений и ценностей.
Чем выше значимость явления, ситуации для индивида или общества в целом, тем сильнее энергетический потенциал при ее жанровом воплощении.
Потребности критического анализа проблемных социальных ситуаций заставляют журналиста прибегать к «чистому» использованию средств различных газетно-публицистических жанров, что приводит к сращению их структур и появлению гибридных жанров
~ фельетон-статья, статья-пародия, сатирическая корреспонденция.
Создающаяся подобным жанровым симбиозом ритм и аритмия повествования отражает развитие социального противоречия и процесс движения критической мысли.
В поисках новых средств интерпретации социальной действительности журналист
региональной прессы все решительнее прибегает к речевому мо
[стр. 115]

низм обработки подобных жанров, нежелательный для автора газетного текста, это механизм своеобразного контрсценария.
Для текстов, ориентированных на воздействие, контрсценариями и предстает разного рода критика, рациональный анализ, а также воздействие, провоцирующее агрессию против автора.
При критическом освещении негативных, с точки зрения журналиста, сторон деятельности личности, занимающей высокое социальное положение, данные жанры в прагматическом плане являются наиболее оптимальными именно для имплицитного выражения оскорбительного смысла.
Инвективный смысл подобных жанров является доказуемым только в одном из интерпретационных вариантах, что дает возможность журналисту избежать прямых оскорблений, за которые его можно привлечь к суду.
Отрицание оскорбительности, вменяемое объектом текста журналисту, при использовании данных жанров основывается на том, что их речевую конву образуют общеупотребительные слова, которые согласно литературным нормам не относятся к уничижительным.
Однако прагматические условия их употребления порождают дополнительные (имплицитные) смыслы, несущие заряд инвективности в силу направленности на отрицательную оценку профессиональной квалификации и деятельности лица, занимающего в регионе значительный пост.
Именно поэтому в данных жанрах наблюдается факт нарушения журналистом допустимого диапазона коммуникативной свободы.
Относительная автономность анализируемых речевых жанров обеспечивает для журналиста возможность варьировать их формы, в которых представлено авторское отношение к возникшей ситуации и способам ее позитивной трансформации, без чего вряд ли возможно говорить о какой-либо коммуникативной свободе вообще.
Острота сложившейся в регионе ситуации социального конфликта оказывает сильнейшее влияние на выбор той или иной жанровой формы.
Наши наблюдения свидетельствуют, что региональные журналисты все чаще прибегают к симбиозу жанров, синтезированию
115

[стр.,116]

образов и ситуаций, понятий и концепций, что позволяет сделать авторское мнение более обоснованным, высветить противоречивость убеждений и ценностей.
Чем выше значимость явления, ситуации для индивида или общества в целом, тем сильнее энергетический потенциал при ее жанровом воплощении.
Потребности критического анализа проблемных социальных ситуаций заставляют журналиста прибегать к «чистому» использованию средств различных газетно-публицистических жанров, что приводит к сращению их структур и появлению гибридных жанров
фельетон-статья, статья-пародия, сатирическая корреспонденция.
Создающаяся подобным жанровым симбиозом ритм и аритмия повествования отражает развитие социального противоречия и процесс движения критической мысли.
В поисках новых средств интерпретации социальной действительности журналист
все решительнее прибегает к речевому моделированию ситуации, в которой частное проявление произвола местных чиновников рассматривается как угроза функционированию общества в целом.
Эмоциональный портрет обобщенного адресата в газетно-публицистическом дискурсе намного ярче в силу имплицитно актуализируемой ценностной оппозиции «свои чужие».
Поэтому в заключении критического повествования развязка отраженного социального конфликта совпадает с выводом, критическим обобщением.
Критическое газетно-публицистическое выступление, как правило, заканчивается выводами, суммирующими все причинно-следственные аспекты острой социальной проблемы.
Апелляция к читателю повышает эмоциональный модус публикации.
Ср.: «...может, судейским работникам в Калининграде следует сменить эмблему и поставить вместо Фемиды двуликого Януса?..
Чтоб народ не очень-то обольщался...
Судя по несметным откликам наших читателей, ставших жертвами судебного произвола давно пора.
Потому что 116

[Back]