146 будущее!) не шутка... То ли тамошние слуги Фемиды взяток не берут. Особенно у наркомафии...» (КНК, август, 2004, №222, С. 16). Если понимать данный текст в буквальном смысле, то в нем отрицается возможность прямого обвинения местных судей в неблаговидных поступках. Однако имплицитное его значение, формирующееся с учетом общего контекста публикации, именно таково. Но оно существует как одна из возможных форм интерпретации текста, что передает противоречивое представление о судьях. Речь идет здесь не о реальных судьях, а об их образе. «Журналист описывает не событие как таковое и не сценарий как таковой, а их психический образ... Событие выступает в сознании журналиста в виде образа события...» [Понятие чести и достоинства..., 1997: 52]. Автор рисует образ региональных судей и пытается посредством прагматики жанра фельетон-статья передать собственное негативное отношение к ним. При этом дискурсиный маркер «то ли» выявляет скрытую коммуникативную стратегию журналиста на осторожность, выражение неопределенного отношения к поднятой в публикации теме, ситуации в целом и ее действующим лицам. Жанры фельетона-статьи и сатирической корреспонденции предоставляют возможность пишущей личности по заметному снижению на языковом (конвенциональном) уровне «а1рсссивного потенциала» деонтических, аксиологических и эмоциональных модусов высказываний. Эпистемика газетно-публицистического дискурса представляет собой сложное динамическое образование, опорной точкой которого предстает мнение журналиста, которое не предполагает верификации. Модальные компоненты высказывания «гармонизируют» языковые нормы с культурно-этическими, переводят высказывания с утверждениями о фактах в разряд высказываний, выражающих мнение; при этом сохраняется злободневный характер его фактического содержания. Вот как, например, журналист выражает свое мнение о деятельности судей посредством модальных компонентов высказывания: |
возможности моделировать мир — иногда прямыми искажениями, иногда замалчиваниями, концентрацией одних фактов и игнорированием других. Жанры фельетона-статьи и сатирической корреспонденции предоставляют возможность пишущей личности по заметному снижению на языковом (конвенциональном) уровне «агрессивного потенциала» деонтических, аксиологических и эмоциональных модусов высказываний. Эпистемика газетно-публицистического дискурса представляет собой сложное динамическое образование, опорной точкой которого предстает мнение журналиста, которое не предполагает верификации. Модальные компоненты высказывания «гармонизируют» языковые нормы с культурно-этическими, переводят высказывания с утверждениями о фактах в разряд высказываний, выражающих мнение; при этом сохраняется злободневный характер его фактического содержания. Это возникает за счет особого системно-ассоциативного единства онима и соответствующих модальных единиц. Вот как, например, журналист выражает свое мнение о деятельности судей посредством модальных компонентов высказывания: «Борис Саванов стоял как скала. Дескать. его оговаривают. В жизни никого он не бил ногой. Ни по спине, ни ниже...Мол, на самом деле бывшие коллеги-милиционеры...ищут поводу чтобы прервать его карьеру судьи...» (НКК, декабрь, 2003, №189, с.З); «Тут Олифер осеклась. Видать, вспомнила, что суд все-таки не частная лавочка...» (НКК, февраль, 2004, № 196, с. 20). В рамках критического выступления, созданного в жанре фельетонастатьи и сатирической корреспонденции, обнаруживаются ограничения на производство высказываний с деонтическими параметрами («должен», «обязан»). Подобные публикации не предлагают конкретных мер по устранению отмечаемых правонарушений со стороны субъекта текста. В единстве логического анализа публикации и ее эмоционально-образного обобщения данные модусные компоненты высказывания содержатся в контексте отмечае118 |