34 Отсюда закономерен переход к двум следующим концептам: речевой жанр и цикл. Понятие «речевой жанр» используется в филологической литературе. Именно широта жанровой концепции М.М. Бахтина предоставляет возможность анализировать весьма динамичные коммуникативные явления. Это приводит к разным исследовательским подходам и всё более актуализует для филологии такую черту, как разностильность в публицистике. Это же привлекает внимание к корреляциям между высказываниями, относимыми к разным субъектам и к разным адресатам на малом пространстве. Подчеркнем, что взаимодействие различных субъектов, различных адресатов закономерно для публициста как усиленное обоснование его мнения. Это усиление сосредоточено в определенной смысловой позиции. Роль адресата в творческом процессе по созданию текстов разных жанров определяет Л.В. Хочунская: «концепция адресата, созданная в сознании журналиста, неизбежным образом влияет на творческий процесс по созданию текста, воздействуя в ходе этого процесса на замысел публицистического произведения, на способ и форму его воплощения. Ибо с самого начала творческого акта по созданию публицистического текста автор, имея в сознании концепцию адресата или созданный им образ читателя, вступает в непрекращающийся диалог с этим образом читателя» (1991. Выделено автором. С.П.). Следовательно, влияние концепции адресата в творческом процессе осуществляется в двутс направлениях: с одной стороны, на формирование замысла произведения, а значит, на формирование его содержательных особенностей и, с другой стороны, на его стилистические особенности (см.: Дускасва 2004). Этим объяснима такая черта динамики, как реализация двух основных ее видов в единстве. Для материала репрезентативны контексты, где разностильность и взаимодействие субъектноадресатных планов внутренне обусловлены друг другом. Данные, полученные на выборках, включающих в среднем 3 тысячи человек и представляющих Россию по всем видам поселений, свидетельствуют |
полученные на выборках, включающих в среднем 3 тысячи человек и представляющих Россию по всем видам поселений, свидетельствуют о том, что в 1994 г. крупнейшие федеральные газеты более или менее регулярно (не реже 1 раза в неделю) читали 53,4 % аудитории; областные, городские, районные газеты 49,7 %; не читали газет регулярно 27,4 %. В 1995 г. эти проценты соответственно составляли: 47,8; 50,8; 27,6; в 1996 г. 47,9; 41,9; 32,4; в 1997 г. 54,7; 43,5; 34,9. Отметив тенденцию стабильного сокращения регулярных читателей как таковых, отметим и другую. Лидерами аудиторных предпочтений среди федеральных изданий, оставившими другие газеты далеко позади, в эти годы были «Аргументы и факты» (1994 г. 22,4%; 1995 г. 19,6%; 1996 г. 16,9%; 1997 г. 23,8%) и «Комсомольская правда» ( 1994 г. 10,1%; 1995 г. 7,6%; 1996 г. 9,1%; 1997 г. 11,9%). Это случилось потому, что именно эти газеты к середине девяностых годов, серьезно задумавшись о способах выживания на общенациональном информационном рынке, сформировали наиболее широкую сеть региональных представительств на территории России, выпускающих наряду с федеральными страницами свои региональные полосы, вкладки. Трансформация федеральных газет с рекламно-информационными вкладышами, завершившаяся появлением по сути новой группы газет, которую мы в дальнейшем назовем федерально-региональными, произошло на определенном временном отрезке так называемого «переходного» периода от одной общественно-экономической формации к другой. Попробуем проследить путь этих изменений на примере ведущих российских изданий, успешно трансформировавшихся подобным образом. 2.1 «Комсомольская правда» «Комсомольская правда», как уже было сказано чуть выше, переживала тяжелейший кризис. Газета, имевшая в конце восьмидесятых годов тираж от 10 до 21,9 млн. экземпляров, в начале девяностых, после ликвидации |