Проверяемый текст
Беседина Наталья Анатольевна. Восклицательные предложения в современном английском языке (Диссертация 1995)
[стр. 43]

42 Шаховским для обозначения эмоциональности).
В.И.
Шаховский отождествляет экспрессивную функцию с прагматической: «под экспрессивной функцией ...
понимается целенаправленное усиление высказывания экспрессивами и эмотивами или другими средствами, рассчитанное на определённую реакцию адресата, т.е.
на желаемое воздействие от сказанного» (Шаховский, 1987:59).
А.В.
Кунин определяет «экспрессивность как способность подчёркивать, усиливать или ослаблять интенсивность действия или признака» (Кунин, 1969:72).
Дискуссионность проблемы соотношения эмоциональности (эмотивности) и экспрессивности объясняется отсутствием единого мнения по данному вопросу.
Таким образом, представляется целесообразным выделить характеристики, определяющие как их сходство, так и сущностные различия.
Сходство заключается в интеллектуальной опосредованности эмоциональности и экспрссивности.
Различие же их связано с тем, что: 1) они соотносятся с разными функциями мышления: эмоциональность с познавательно-отражательной, а экспрессивность с деятельностной (Осипов, 1970:125).
Соответственно эмоциональность и экспрессивность противопоставляются как сущности, выполняющие разные функциональные задачи.

Преобладающей функцией экспрессивной единицы является функция воздействия на реципиента (прагматическая), эмотивной функция эмоционального самовыражения продуцента.
Эмоциональные элементы используются для выражения субъективного отношения, чувств, настроений человека и воздействия на чувства других, экспрессивные для усиления выразительности как при выражении эмоций, воли, так и при выражении мысли.

2) функциональное отличие между рассматриваемыми явлениями состоит в том, что эмоциональность входит в языковую систему, составляя компонент значения слова или языковой формы.
Экспрессивность же возникает в результате отбора и употребления языковых единиц в процессе
[стр. 48]

48 В работах И.И.Туранского эмоциональность трактуется не как лингвистическая категория, а как состояние психики, о котором мы судим по каким-то объективным языковым данным /Туранский, 1990:111/.
Наиболее распространенной считается точка зрения Е.М.Галкиной-Федорук о том, что выражение эмоций в языке всегда экспрессивно, но экспрессия не всегда эмоциональна /Галкина-Федорук, 1958:124/.
2.
Существует также подход, рассматривавший экспрессивность как категорию языка, а эмоциональность как категорию речи /Болотов, 1981/.
С ним трудно согласиться, так как, как было отмечено выше, эмоциональность находит свое непосредственное выражение в языке.
Отсутствие единого мнения скорее всего говорит о неоднозначном соотношении между рассматриваемыми категориями.
Представляется целесообразным выделить характеристики, определяющие как их сходство, так и сущностные различия.

К числу первых необходимо отнести интеллектуальную опосредованность эмоциональности и экспрессивности.
Различие же их связано с тем, что, во-первых, они соотносятся с разными функциями мышления: эмоциональность с познавательно-отражательной, а экспрессивность с деятельностной /Осипов, 1970:125/.
Соответственно эмоциональность и экспрессивность противопоставляются как сущности, выполняющие разные функциональные задачи.

Эмоциональные элементы используются для выражения субъективного отношения, чувств, настроений человека и воздействия на чувства других, экспрессивные для усиления выразительности как при выражении эмоций, воли, так и при выражении мысли.

Во-вторых, различие между рассматриваемыми явлениями состоит в том, что эмоциональность входит в языковую

[стр.,49]

49 систему, составляя компонент значения слова или языковой формы.
Экспрессивность же возникает в результате отбора и употребления языковых единиц в процессе
коммуникации, а следовательно, не входит в значение слова и языковой формы.
4.2.3.
Эмоциональность и оценочность Общепризнанным в психологии эмоций является положение о выполнении эмоциями функции оценки /Вилювас, 1976:47/.
В связи с этим как одну из особенностей эмоций А.Н.Леонтьев отмечает выполняемую ими роль внутренних сигналов, отражающих "оценочное личностное отношение субъекта к складывающимся или возможным ситуациям, к своей деятельности и к своим проявлениям в них" /Леонтьев, 1971:37/.
Таким образом, предопределяется тесная связь эмоциональности с оценочностью, что в некоторых случаях дает основание исследователям определять эмоциональность как выражение субъективной оценки.
Однако тесная связь рассматриваемых категорий не исключает тем не менее и их дифференциацию.
Разграничение эмоционального и оценочного связано в первую очередь с тем, что в основе данных категорий лежат разные виды отношения к передаваемой информации.
Категория оценки базируется на концепции прагматической ценности для человека.
Она представляет собой отражение ценности в объекте для субъекта, отношение человека к различным сторонам действительности и относится к квалификативной сфере его деятельности.
Е.М.Вольф определяет оценку как семантическое понятие, подразумевающее "ценностный аспект значения языковых выражений" /Вольф, 1985:5/.
В зависимости от того, какое начало лежит в основе суждения о ценности объекта, выделяется оценка рациональная и эмоциональная.
Последняя может быть определена как оценка, сопровождаемая

[Back]