Проверяемый текст
Городов О.А. Право на средства индивидуализации: товарные знаки, знаки обслуживания, наименования мест происхождения товаров, фирменные наименования, коммерческие обозначения. 2006.
[стр. 121]

территории одной из этих стран.
При этом временная охрана не продлевает сроков, установленных для определения приоритета.

В качестве материально-правовых норм, содержащихся в Парижской конвенции, можно указать правила о недостаточном использовании объектов промышленной собственности и принудительных лицензиях; о свободном применении запатентованных объектов, являющихся частью транспортных средств; о принципах использования товарных знаков и знаков обслуживания; о понятии недобросовестной конкуренции и запрете действий, с ней связанных.
К принципиальным положениям Парижской конвенции, касающимся правовой охраны именно товарных знаков, относятся: 1) принцип охраны знаков «такими, какие они есть»; 2) правило о недопущении использования в качестве товарных знаков государственных гербов, официальных знаков, клейм контроля и эмблем межправительственных организаций; 3) правило о предоставлении правовой охраны общеизвестным товарным знакам; 4) правило о признании правовой охраны коллективных знаков.
Вопросы предоставления правовой охраны общеизвестным товарным знакам регулируются статьей 6 bis Конвенции, устанавливающей охрану общеизвестных товарных знаков.
Общеизвестным товарный знак признается по определению компетентного органа страны регистрации или страны применения в качестве знака определенного лица.
Исходя из обозначенного, должна отклоняться или признаваться недействительной регистрация товарного знака, запрет применения товарного знака, который представляет собой воспроизведение, имитацию или перевод другого знака, способные вызвать смешение с общеизвестным знаков.
Принцип охраны знака «таким, какой он есть» означает, что каждый товарный знак, надлежащим образом зарегистрированный в стране происхождения, может быть заявлен в других странах Союза и охраняется таким, какой он есть.
При этом товарные знаки, подпадающие под действие
данного принципа, могут быть отклонены при регистрации или признаны 121
[стр. 5]

Принцип свободы договоров основан на юридической возможности заключения владельцем средства индивидуализации любого договора, хотя бы он и не был предусмотрен законом (пп.
1 п.
1.
ст.
8 ГК РФ).
Данное положение получило развитие в ст.
421 ГК РФ, раскрывающей принцип свободы договора, который означает, что не допускается понуждение к заключению договора, а контрагенты свободны в выборе условий договора, которые не противоречат требованиям закона.
Из принципа свободы договоров также имеется исключение.
Так, согласно п.
3 ст.
40 Закона о товарных знаках обладатель свидетельства на право пользования наименованием места происхождения товара не вправе предоставлять лицензии на пользование наименованием места происхождения товара другим лицам.
Принцип свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств по всей территории РФ находит свое закрепление в п.
3 ст.
1 ГК РФ, согласно которому товары и услуги, в том числе снабженные средствами индивидуализации, свободно перемещаются п о всей территории РФ.
Ограничения перемещения товаров, услуг и финансовых средств могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей.
Принцип запрета злоупотребления правом состоит в исключении безграничной свободы использования субъективных прав, принадлежащих участникам гражданских отношений, в том числе владельцам средств индивидуализации.
В законодательстве о средствах индивидуализации данный принцип находит свое опосредованное выражение, в частности, в правиле об исчерпании прав, основанных на регистрации товарного знака (ст.
23 Закона о товарных знаках), согласно которому регистрация товарного знака не дает права правообладателю запретить другим лицам использование этого товарного знака в отношении товаров, которые были введены в гражданский оборот на территории РФ непосредственно правообладателем или с его согласия.
Принцип всемерной охраны гражданских прав закреплен в ст.
11 ГК РФ, которая детализирует конституционное положение о границах судебной защиты прав и свобод человека и гражданина.
Возможность судебной защиты нарушенных или оспариваемых прав владельцев средств индивидуализации предусмотрена, в частности, ст.
45 Закона о товарных знаках.
Принципы, положенные в основу правовой охраны объектов промышленной собственности, нашли свое отражение в Парижской конвенции.
К положениям указанной конвенции, касающимся правовой охраны промышленной собственности, относятся: правило о конвенционном приоритете; принцип национального режима; правило о временной охране объектов промышленной собственности.
К положениям Парижской конвенции, касающимся правовой охраны товарных знаков, относятся: правило о недопущении использования в качестве товарных знаков государственных гербов, официальных знаков и клейм контроля и эмблем межправительственных организаций; принцип охраны знаков "такими, какие они есть"; положение о признании правовой охраны коллективных знаков; правило о предоставлении правовой охраны общеизвестным товарным знакам.
К положениям Парижской конвенции, касающимся правовой охраны фирменных наименований, указаний происхождения и наименований мест происхождения товаров, относятся: принцип охраны фирменных наименований без обязательной подачи заявки и регистрации; правило, налагающее запрет на применение ложных указаний о происхождении товаров или личности производителя.
Указанные принципы получили развитие в российском национальном законодательстве о средствах индивидуализации.
Принцип национального режима правовой охраны товарных знаков, знаков обслуживания и наименований мест происхождения товаров закреплен в ст.
47 Закона о товарных знаках.
Согласно положениям указанной статьи иностранные юридические и физические лица пользуются теми же правами, относящимися к охране товарных знаков, что и российские юридические лица и граждане.
В то же время иностранные юридические лица или граждане могут зарегистрировать в РФ наименование места происхождения товара только в том случае, если ими будет представлено доказательство возможности регистрации в их стране российских наименований мест происхождения товаров.
Правило о конвенционном приоритете получило развитие в п.
2 ст.
9 Закона о товарных знаках, согласно которому приоритет товарного знака может устанавливаться по дате подачи заявки в государстве-участнике Парижской конвенции, если подача заявки в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности осуществлена в течение шести месяцев с указанной даты.
Правило о временной охране объектов промышленной собственности закреплено в п.
3 ст.
9 Закона о товарных знаках, в соответствии с которым приоритет товарного знака, помещенного на

[стр.,59]

знака, представляющего собой воспроизведение, имитацию или перевод другого знака, способные вызвать смешение со знаком, который по определению компетентного органа страны регистрации или страны применения уже является в этой стране общеизвестным в качестве знака лица, пользующегося преимуществом конвенции, и используется для идентичных или подобных продуктов.
Соглашение ТРИПС (п.
2 и 3 ст.
16) устанавливает правила, предписывающие необходимость правовой охраны общеизвестных товарных знаков в отношении не только товаров, но и услуг, несходных с теми, для которых эти знаки регистрировались.
При этом особенности предоставления охраны и условия, на основании которых знак может быть отнесен к категории общеизвестных, оставляются на усмотрение национального законодательства.
Дальнейшее развитие правовая охрана общеизвестных товарных знаков на международном уровне получила в Совместной резолюции о положениях в отношении охраны общеизвестных знаков, одобренных Генеральной ассамблеей ВОИС и Ассамблеей Парижского союза в сентябре 1999 г., и Положениях в отношении охраны общеизвестных товарных знаков, которые могут применяться для целей изменения национального законодательства государств-членов ВОИС*(205).
Для установления факта общеизвестности товарного знака комитетом экспертов В ОИС в 1995 г.
были предложены соответствующие критерии оценки товарных знаков, а именно: известность знака кругу потребителей, приобретающих маркированные им товары; интенсивность рекламы знака и степень ее распространения; объемы производства и продаж товаров, маркированных знаком; стоимость знака, зависящая от длительности его использования.
Дополнительно было признано необходимым учитывать: степень охвата рынка владельцем знака, претендующего стать общеизвестным; степень распространения знака из страны происхождения на другие страны; различительную способность знака, в том числе приобретенную в результате его использования; сущность товаров и услуг; каналы распространения товаров; длительность использования идентичного или сходного знака третьими лицами; умышленные действия нарушителя прав владельца общеизвестного знака*(206).
В п.
1 ст.
19.1 Закона о товарных знаках определены три группы обозначений, индивидуализирующих товары, которые могут быть признаны общеизвестными.
Первую группу составляют товарные знаки, охраняемые на территории РФ на основании их регистрации.
Вторая группа включает в себя товарные знаки, охраняемые на территории РФ без регистрации в соответствии с международным договором РФ.
К третьей группе относятся обозначения, используемые в качестве товарного знака, но не имеющие правовой охраны на территории РФ.
Товарные знаки и обозначения, входящие в состав указанных групп, для целей признания их общеизвестными должны быть на дату, указанную в заявлении о признании товарного знака общеизвестным в РФ, широко известны среди соответствующих потребителей в отношении товаров лица, подавшего заявление.
При этом широкая известность обозначения товарного знака должна наступить не иначе, как вследствие его интенсивного использования.
Товарные знаки, охраняемые на территории РФ на основании их регистрации, включены в перечень потенциально общеизвестных знаков по той причине, что у владельца зарегистрированного обозначения при наличии соответствующих предпосылок существует возможность официального установления даты, с которой знак стал общеизвестным, более ранней, чем дата его регистрации.
К товарным знакам, охраняемым на территории РФ без регистрации, относятся обозначения, охрана которых осуществляется в соответствии с правилами, установленными Мадридским соглашением о международной регистрации знаков и Протоколом к международному соглашению о международной регистрации знаков*(207).
Согласно ст.
4 указанного протокола с даты регистрации или внесения замены, произведенной в соответствии с правилами протокола, охрана знака в каждой заинтересованной договаривающейся стране будет такой же, как если бы этот знак был заявлен непосредственно в ведомство этой договаривающейся страны.
К обозначениям, используемым в качестве товарного знака, но не имеющим правовой охраны на территории РФ, относятся те из них, в отношении которых поданы заявки на регистрацию товарного знака по национальной или международной процедуре.
Признание товарного знака общеизвестным в РФ

[стр.,178]

предоставлены впоследствии соответствующими законами страны-участницы ее собственным гражданам.
В соответствии со ст.
3 Парижской конвенции к гражданам стран союза приравниваются граждане стран, не участвующих в союзе, но имеющие на территории одной из стран союза место жительства или действительные и серьезные промышленные или торговые предприятия.
Правило о конвенционном приоритете закреплено в ст.
4 Парижской конвенции.
Любое лицо, надлежащим образом подавшее заявку на патент на изобретение, полезную модель, промышленный образец или товарный знак в одной из стран союза (или правопреемник этого лица) пользуется для подачи заявки в других странах правом приоритета в течение установленных конвенцией сроков.
Для патентов на изобретения и для полезных моделей этот срок составляет 12 месяцев, а для промышленных образцов и товарных знаков шесть месяцев.
Отсчет указанных сроков начинается с даты подачи первой заявки, при этом день подачи в срок не включается.
Всякое лицо, желающее воспользоваться преимуществом приоритета на основании предшес твующей заявки, обязано подать заявление с указанием даты подачи заявки и страны, где она подана.
Каждая страна устанавливает, не позднее какого момента должно быть подано такое заявление.
Страны союза могут требовать от лица, подающего заявление о приоритете, представления копии ранее поданной заявки (описание, чертежи и т.п.).
При этом копия заявки, заверенная учреждением, принявшим эту заявку, не требует никакой легализации и может быть во всех случаях представлена в любой момент в течение трех месяцев с о дня подачи последующей заявки без уплаты каких-либо сборов.
Правило о временной охране объектов промышленной собственности состоит в том, что страны союза в соответствии со своим внутренним законодательством предоставляют временную охрану патентоспособным изобретениям, полезным моделям, промышленным образцам, а также товарным знакам для продуктов, экспонируемых на официальных или официально признанных международных выставках, организованных на территории одной из этих стран.
При этом временная охрана не продлевает сроков, установленных для определения приоритета.

К наиболее важным положениям Парижской конвенции, касающимся правовой охраны товарных знаков, относятся: принцип охраны знаков "такими, какие они есть"; правило о недопущении использования в качестве товарных знаков государственных гербов, официальных знаков, клейм контроля и эмблем межправительственных организаций; правило о предоставлении правовой охраны общеизвестным товарным знакам; правило о признании правовой охраны коллективных знаков.
Каждый товарный знак, надлежащим образом зарегистрированный в стране происхождения, может быть заявлен в других странах союза и охраняется таким,
каким он есть.
При этом товарные знаки, подпадающие под действие
указанного принципа, могут быть отклонены при регистрации или признаны недействительными лишь в случаях, если: знаки могут затронуть права, приобретенные третьими лицами в стране, где испрашивается охрана; знаки лишены каких-либо отличительных признаков или составлены исключительно из знаков или указаний, могущих служить в торговле для обозначения вида, качества, количества, назначения, стоимости, места происхождения продуктов или времени их изготовления, либо ставших общепринятыми в обиходном языке или в добросовестных и устоявшихся торговых обычаях страны, где испрашивается охрана; знаки противоречат морали или публичному порядку, и в особенности если они могут ввести в заблуждение общественность.
Подразумевается, что знак не может рассматриваться как противоречащий публичному порядку по той единственной причине, что он не соответствует какомулибо положению законодательства о знаках, за исключением случая, когда само это положение касается публичного порядка.
Чтобы определить, может ли быть знак предметом охраны, необходимо учитывать все фактические обстоятельства, особенно продолжительность применения знака.
При этом не могут быть отклонены в других странах союза товарные знаки на том единственном основании, что они отличаются от знаков, охраняемых в стране происхождения, лишь элементами, не изменяющими отличительный характер знаков и не затрагивающими тождественность знаков в той форме, в которой они были зарегистрированы в упомянутой стране происхождения.
Страны союза договариваются отклонять или признавать недействительной регистрацию и запрещать путем соответствующих мер использование без разрешения компетентных властей в качестве товарных знаков или в качестве элементов этих знаков гербов, флагов и других государственных эмблем стран союза, введенных ими официальных знаков и клейм контроля и гарантии, а также всякое подражание этому с точки зрения геральдики.
Указанное положение применяется равным образом к гербам, флагам и другим эмблемам, сокращенным или полным

[Back]